ЧТО СКРЫВАТЬ, нередко звание классного руководителя воспринималось как обуза. Брать на себя ответственность за разношерстную группу школьников, которую надо сплотить в коллектив, изъявляли желание не многие педагоги. Тем более, что доплата за этот, без преувеличения, тяжкий труд, была по сути мизерной.
Весомая добавка
О том, что институт классных руководителей надо реанимировать, придав ему общественную значимость, разговоры шли давно. И вот, наконец, сделан реальный шаг - согласно национальному проекту в сфере образования за классное руководство теперь будут доплачивать тысячу рублей ежемесячно. И хоть это не ахти какие деньги, но при нынешней учительской зарплате, добавка весомая.
Чаще всего, к слову сказать, в роли классных руководителей выступают педагоги-женщины, просто потому, что их в школе большинство. И каждый из нас, ну, почти каждый, найдет в своей памяти и в сердце добрые воспоминания о своих классных «дамах», до ужаса загруженных, замотанных проблемами быта, но таких добрых, человечных и все понимающих. Бывает, конечно, и наоборот, но, по-моему, редко. Ибо знаю много примеров, когда и годы спустя, уже повзрослевшие ученики приходят к своей классной наставнице с букетом цветов. В знак благодарности и признания.
Начало положено
Как нам сказали, таких классных руководителей немало и в Саранской средней школе №40, где мы побывали как раз в день выдачи стимулирующей доплаты. Это было вчера.
- У нас в школе - 42 классных комплекта, - рассказывает директор школы Сергей Васильевич Баранов (когда-то наша газета писала о нем, как о лучшем учителе года в Саранске). -
Значит, и классных руководителей столько же. Средняя наполняемость классов - 25 человек. Но есть такие, где учеников больше. Меньше тоже есть. Я не могу сказать, что до этого наши классные руководители работали плохо, свои функциональные обязанности они выполняли. Да они в принципе и не изменились. Но то, что государство, взявшись поддерживать школу по нескольким направлениям, выделило как одно из немаловажных улучшение воспитательной работы, не может не радовать. А если за столь широкий круг обязанностей люди будут получать еще и дополнительное вознаграждение, то это можно только приветствовать. Будем считать, что начало положено хорошее.
От классного руководства
не откажусь
В 11 «а», где классным руководителем опытная Людмила Николаевна Саушкина, - 26 учеников.
- Я и раньше всегда за ребят чувствовала большую ответственность, - говорит она. -
А как же иначе? Тебе их доверили. Все успехи, удачи и неудачи - все проходит через мое сердце. Да, работа с классом требует не только времени, но и душевных затрат.
На вопрос, куда она потратит свою тысячу, Людмила Николаевна ответила, не задумываясь:
- Конечно же, на детей. У меня две дочки - студентки.
А Людмила Анатольевна Сюваева, у которой во 2 «г» всего 14 подопечных, получила 488 рублей.
- Деньги хоть и небольшие, но все равно спасибо, - заметила она. -
Я раньше в старших классах преподавала русский язык и литературу. А нынче перешла в начальную школу. С маленькими детьми хлопот так много, тем более, что все они пришли из детского сада и очень домашние, - делится она своими мыслями.
- Для них классный руководитель - вторая мама.
-
А я только в этом году взяла класс, - включается в разговор Светлана Викторовна Лушенкова. -
Дети в моем 9 «г» сложные, с учебой у них не все получается, но зато ребята такие коммуникабельные, дружные. Мы нашли общий язык: они планами делятся, советуются.
- В школах республики работают 6326 классных руководителей, из них почти четыре тысячи, а если быть совсем точным, то 3942 - в сельской местности, - говорит первый заместитель министра образования РМ Татьяна Филипповна Каргина.
- Сумма выплат в январе на дополнительное вознаграждение составит 5 млн. 392,6 тыс. рублей.
Возрождаем молодежное движение
В Мордовии, кстати, принято постановление Правительства о сохранении всех действующих до этого доплат за классное руководство. И хоть они были небольшие, тем не менее.
- Министерство во все школы разослало, разработанное нами положение о классном руководителе, критерии оценки его деятельности. Конечно, степень ответственности возрастает. Но ничего нового, должна заметить, в воспитательном процессе не прибавилось. Не зря же и в национальном проекте это направление названо: «Повышение значения воспитательной работы в школе». От классных руководителей требуется, чтобы они максимально занимали ребят делом в свободное время: вовлекали в кружки, занятия по интересам, в спортивные секции, в общественную работу. Ну и, конечно, особый спрос за работу с детьми из неблагополучных семей. Придется возрождать то, что уже было. Главное же, - подчеркивает Татьяна Филипповна,
- всегда помнить о благой цели: чтобы из наших школ выходили нравственно зрелые выпускники, патриоты своей страны.