— Когда прошла неделя сборов, перед первым туром олимпиады я позвонил Андрею в Джакарт: «Ты себя чувствуешь лидером?» Он так помолчал… «Чувствую». Ну, думаю, все будет нормально. К этим состязаниям мы готовились с лета, по химии с ним занималась Екатерина Ивановна Балаева из нашей школы, по биологии — Ярослав Петрович Лысенко из лицея №1. Подготовка начинается в семье: как родители настраивают ребенка на победу. Старший брат Андрея, тоже наш выпускник, сейчас учится в Высшей школе экономики. Очень важно, как администрация относится к участию в состязаниях. Атмосфера в лицее №44 по-спортивному азартная, нацеливает на первые места.
Выпускник Дагестанского госуниверситета (Махачкала), Виктор Дельцов преподает в Чебоксарах с 1975 года, среди его учеников — 18 призеров российских олимпиад по физике. «У него на уроках не скучно, — говорят ребята из 10 «в», — прикалываться любит, новую тему объясняет просто, с примерами из жизни. Физика с ним не отвлеченная, а живая».
— Что выявляет система олимпиад — самых умных или самых эрудированных?
— Для состязаний республиканского уровня и выше задачи составляются в Москве. Они нацелены на понимание предмета в целом, предполагают несколько вариантов решений, причем иногда старшеклассник может найти свой собственный вариант, не предусмотренный составителями. Поэтому, кроме эрудиции, соображалка нужна. Наше общество двигают единицы, очень мало людей, способных изобрести что-то новое, внести усовершенствования, взглянуть на привычное под новым углом.
Виктор Павлович — автор учебных пособий и задачников по физике. Последнюю книгу составил вместе с младшим сыном Василием, аспирантом, закончившим МФТИ. В 1998 году он стал абсолютным чемпионом России по физике среди школьников. Старший, Павел, — нейропрограммист, автор более двадцати научных публикаций в США, Японии, Англии.
— Он сейчас в Москве, зарабатывает себе на квартиру. Это тяжелый вопрос для меня, потому что получается, что мы учим детей для столицы. А младший говорит: я готов вернуться, если смогу получать на основной работе тысячу долларов в месяц. Он столько получал еще во время учебы, подрабатывая в фирме программистом. Здесь ему подобную зарплату никто не обеспечит. Очень важно, чтобы ребята, в которых мы здесь столько вкладываем, занимались в итоге своим делом, а не продажей воздуха.
Свою профессию Виктор Павлович определяет как «производство мозгов»:
— К сожалению, у нас сейчас физика слабо преподается. Благодаря подготовке к ЕГЭ ребят стали подтягивать под какой-то уровень, хотя есть и обратная сторона — некоторые учителя готовят только к решению тестов. А без понимания физики никакой прогресс невозможен.
Своих старшеклассников он учит и в жизни ставить задачи и находить оптимальное решение. Хотелось бы, чтобы к тому времени, когда они окончат престижные российские вузы, в Чувашии нашлись заманчивые предложения для молодых интеллектуалов.