«Яблоком раздора» стали вентили местной отопительно-тепловой системы, принадлежащие Канашскому вагоностроительному заводу. Причем предыстория тянется аж с прошлого века, когда город задолжал теплопроизводителям воистину «космическую» сумму. Правда, последнее время многие годами копившиеся проблемы городским властям все же удается решать. И не зря Канашу в 2004 году присудили третье место во всероссийском конкурсе лучших городов страны, имеющих население до 100 тысяч человек.
— Тем не менее город по-прежнему должен Канашскому ВРЗ 38 с лишним миллионов рублей, — сообщил «СЧ» директор предприятия (являющегося филиалом ОАО «Российские железные дороги») Сергей Янышин. — Причем взаимно согласованный график погашения этой суммы практически не выполняется.
– Кроме того, уже по нынешнему отопительному сезону муниципалитет задолжал нам за поставленную теплоэнергию 8,9 млн. руб., – дополнил картину глава взявшего в аренду вагоноремонтное хозяйство ЗАО «Промтрактор-Вагон» Алексей Чуркин. – А из-за периодически возникающего падения давления в обратных трубопроводах и нарушения циркуляции у отдельных потребителей (от воздушных пробок, прорывов в трубах и т. п.) нам даже пришлось больше норматива увеличить подпитку системы так называемой химочищенной водой, которая стоит, между прочим, дороже обычной.
Но ведь предприятие в нынешних экономических условиях не может бесконечно оплачивать из собственного кармана чьи-то недоработки. Поэтому волей-неволей пришлось выйти на председателя правительства Чувашии Сергея Гапликова с письмом следующего содержания: «В связи с систематическими срывами платежей с 25 октября вводим ограничение подачи теплоэнергии до уровня аварийной брони».
Это уже было серьезно, особенно – на фоне наконец-то явившейся зимы. И корреспондент «СЧ» немедля отправился по домам канашцев, чтобы лично проверить: как же они живут? В качестве «образцово-показательной» площадки решили выбрать центральный проспект Ленина, тем паче что он упирается аккурат в ВРЗ.
– Да нет у нас горячей воды, хотя мы за нее регулярно платим, – чуть ли не в один голос заявили корреспонденту обитатели 81, 83, 89, 91-й квартир в доме №57. – Так что раз в неделю в баню мыться ходим или дома водичку для этого греем. Да и в комнатах прохладно. Однажды всего плюс 14 градусов было, хотя по норме положено минимум 18.
И лишь жившие в квартире № 86 пожилые супруги Хайнус сказали, что им, как переселенцам с Чукотки, в Канаше нормально. Хотя другие утверждают: мол, холодно.
– В таком виде, как мама всех родила, мы давно уже не спим, – печально вздохнул жилец Обрубов из кв. 1 дома № 37. – Температура практически выше 15 градусов не поднимается. Еще стояки давно засорились (дом-то старый), недавно ковырялся с батареями, так скопившуюся внутри накипь пришлось молотком разбивать!
– Я тоже сплю одетой да еще два одеяла на себя накидываю, – подтвердила перехваченная на входе в подъезд дома № 26 Федорова Галина (из 27-й квартиры). В этот момент из подъезда вынырнула симпатичная, куда-то спешившая девчонка. С ней у нас на бегу состоялся разговор практически по сценарию знаменитой сцены из фильма «Джентльмены удачи».
Я: Девушка, а девушка, как вас зовут?
Она (заинтересованно): Таня.
Я: Как дома греетесь?
Она (озадаченно): Самой топить приходится.
Я: Чем? Стульями?
Она (зло): Газом! (И умчалась прочь.)
В администрации Канаша сообщение «СЧ» о том, что аборигены выживают при плюс 14-15 градусах, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Зам. главы Владислав Кириллов схватился за голову, потом вытащил из «загашника» чемоданчик со специальным лазерным измерителем температуры и «в присутствии понятых» кинулся исправлять ситуацию по тем же адресам. Обратно он вернулся с обнадеживающим сообщением: «Везде на самом деле оказалось плюс 19-23 градуса».
– Я сама живу поблизости от ВРЗ на улице Заводской, 1, – заметила мэр Валентина Полукарова. – У нас в квартире стоит такая жара, что приходится форточку все время открытой держать. И сдается мне, организаторы акции не благом горожан озабочены, но преследуют какие-то другие цели.
– Мы просто хотим заранее предотвратить неумолимо надвигающуюся на Канаш хозяйственно-экономическую катастрофу, – защищался перед корреспондентом исполнительный директор ЗАО «Промтрактор-Вагон» Алексей Чуркин.
Ну а директор Канашского МП «Теплоэнерго» Владимир Мокшанов в свою очередь направил 19 декабря премьеру Сергею Гапликову другую депешу. «Сумма задолженности, выставленная нам ЗАО, является необоснованной», - утверждается в ней.
В этом бесконечном споре обнадеживает хотя бы одно обстоятельство. Противостоящие стороны прекрасно осознают, что дальнейшего обострения ситуации с теплом среди зимы допускать нельзя. Иначе всем станет так горячо, что мало не покажется.