Если не произойдет ничего непредвиденного, выборы в органы местного самоуправления в Чувашии состоятся во всех муниципалитетах, в том числе во вновь образуемых. За кресла глав и депутатские мандаты будут бороться более 10,7 тыс. кандидатов.
Кроме руководителей районов и городов (лишь в Вурнарском районе выборы главы пройдут в следующем году) предстоит избрать 571 депутата местных собраний (претендентов - 1800). На должность глав 291 сельского и городского поселения претендуют 1123 кандидата. На 3387 депутатских мест в поселениях – еще 7785 человек. Поначалу эксперты высказывали некоторые опасения, хватит ли у нас желающих испытать себя в избирательной гонке. Ведь по закону выборы должны быть альтернативными. Но опасения оказались напрасны. Простой подсчет показывает, что в округах в среднем по три-четыре кандидата (а рекорд – 11 претендентов). Впрочем, в Алатырском районе на 24 мандата депутата райсобрания ровно 48 кандидатов – слишком уж явное совпадение, чтобы быть случайностью.
Особенно многочислен отряд кандидатов в сельских поселениях. К примеру, в главы идут оказавшиеся не у дел бывшие специалисты обанкротившихся колхозов, местная интеллигенция. В родном селе это люди достаточно известные и уважаемые, так что есть шансы на успех.
А вот республиканские отделения политических партий столь масштабную кампанию по выдвижению кандидатов до конца не осилили. Более тысячи человек претендуют на победу, заручившись поддержкой “Единой России”, но “медведи” все-таки не сумели “закрыть” своими выдвиженцами все округа в сельских поселениях. Аграрная партия выставила двести человек, КПРФ – всего семь десятков. Если считать нынешние выборы репетицией последующих избирательных кампаний, когда избрание будет по партийным спискам, то понятно – партийцам еще есть над чем поработать.
Вообще же глав новых небольших муниципалитетов ждут серьезные испытания. Среди сельских поселений встречаются и такие деревни, где одни старики да инвалиды, молодежь или уехала в город, или совсем не рвется трудиться. Так что главной проблемой станет недостаток налогооблагаемой базы – какие доходы у пожилых да безработных.
Нынешние главы районов и городов в большинстве идут на выборы, хотя, конечно, шансы на безусловную победу есть не у всех. Другое дело, что по закону достаточно 20-процентной явки избирателей, выборы пройдут одним туром. Так что если “альтернативность” сохранится (в ряде округов всего по два кандидата), выборы состоятся по всей республике.
Среди кандидатов в депутаты районных и городских собраний, как обычно, много предпринимателей и директоров различных организаций. На первый взгляд, довольно неожиданно, что баллотируются и парламентарии Госсовета Чувашии – им-то, казалось бы, какой резон переходить в разряд народных избранников более низкого уровня. Дело, возможно, опять-таки в грядущих выборах в парламент по партийным спискам. Одномандатных округов станет вдвое меньше, и о депутатском статусе кто-то решил позаботиться заранее.
Идут на выборы и журналисты – правда, в основном они также представлены руководителями медиа-структур. Зато один из коллег метит даже на пост районного главы. Кажется, это в Чувашии впервые.
Как известно, российское законодательство о местном самоуправлении до сих пор претерпевает изменения. Только за последние несколько месяцев внесено около 70 (!) поправок. Это еще одна из причин, почему регионам реформу разрешили, на их собственное усмотрение, отложить на три года. Чувашия – в числе примерно сорока субъектов федерации, заявивших, что они в полном объеме реализуют ее уже с января будущего года. Правда, вызывает некоторые сомнения обилие муниципалитетов “по рецепту” идеологов реформы из центра. Так, в Чувашии лишь концентрация сил и средств на уровне республики, а также городов и районов позволила, к примеру, завершить такой масштабный проект, как полная газификация. Не исключено, что аспекты реформирования будут по ходу дела меняться. Но тут уж надо внимательно присмотреться, как пойдут дела прежде всего на уровне поселений в 2006-м, и по мере необходимости вносить коррективы.
С. ДМИТРИЕВ.