Ритуал посвящения был устроен в кировском Заречном парке. Столичный партийный наставник организовал своих юных вятских подопечных на сбор дров, после чего велел им развести огонь. Затем, построив пацанов в шеренгу у костра, приказал выйти из строя тем, кто принял решение о вступлении в партию.
Он читал текст клятвы, а те повторяли за ним слова. В финале этого обряда каждый новообращенный, вскинув правую руку в нацистском приветствии, выкрикивал заклинание - "Верен до смерти!" - и, опускаясь на колени, целовал партийный флаг с изображением свастики. После чего ритуально отпивал из каски советского солдата "кровь воина" (в этой роли выступало налитое в каску красное вино), что символизировало приобщение к ратным подвигам предков и призвано было вселить в новоиспеченного партийца боевой дух воина.
Обряд, во многом аналогичный ритуалам традиционных религиозных культов, предусматривал, однако, приобщение не только к "крови", но также и к "плоти воина", для чего, согласно канонам сего священнодейства, требовалось съесть мясо из каски немецкого солдата. За неимением таковой пацаны просто закусывали вино ветчиной из обыкновенного гастронома, получая ее из рук московского "старшего товарища" (такое отступление от сакральных канонов он счел допустимым), после чего, собственно, и становились полноправными членами партии...
Дело об экстремизме
Это сенсационное, по меркам нашей провинции, событие состоялось минувшим летом: прокурор области, как было тогда заявлено на пресс-конференции в облпрокуратуре, возбудил уголовное дело в отношении лидера орудовавшей в Кирове экстремистской группировки фашистского толка. Больше никакой информации на сей счет от правоохранительных органов в тот момент не последовало - следствие еще только начиналось, и разглашать какие-либо детали этого нетривиального криминально-политического сюжета они были не готовы.
И вот теперь в областном управлении ФСБ, чей следственный отдел и ведет это по-своему уникальное (не каждый день не то что в нашей тихой Вятке, а и в России в целом кого-то привлекают по статьям о разжигании национальной розни) дело, с нами наконец согласились поделиться некоторыми его подробностями.
фашизм пройдет?
Начиная с весны прошлого года до лета нынешнего областной центр был охвачен эпидемией весьма своеобразных настенных "художеств". Заборы и стены различных строений в городе в этот период активно "украшались" (по модной ныне технологии граффити - краской из баллончиков-распылителей) ультранационалистическими лозунгами - преимущественно антисемитской и антикавказской направленности, а также иллюстрациями с соответствующей символикой.
В частности, на армянской церкви однажды появилось изображение свастики, а в различных местах на окраинах города - надписи "Чурки - вон!". На одной из ротонд в Александровском саду кто-то намалевал партийный флаг НСДАП (созданной Гитлером и правившей в Третьем рейхе Национал-социалистической рабочей партии Германии) со свастикой в центре, а на заборе одного из зданий по Октябрьскому проспекту - перефразированный с точностью до наоборот лозунг испанских антифашистов: "Фашизм пройдет!" В других точках города вниманию общественности был предложен еще целый ряд подобных "граффити" - "Убей еврея!", "Смерть жидам!", "Кавказцам - место на Кавказе!"
Правоохранительными органами официально установлено как минимум четыре факта таких "информационных атак", когда авторы этих "воззваний" отправлялись в свои рейды по городу с целью таким вот образом наследить на стенах и заборах. Вычислив группу этих "художников" и установив их лидера, зачинщика и вдохновителя этих "пропагандистских акций", правоохранительные органы, руководствуясь принятым в 2002 году Законом "О противодействии экстремистской деятельности" и соответствующими нормами Уголовного кодекса, в которых речь идет о разжигании национальной розни и тому подобных преступлениях, завели на него уголовное дело по этим статьям УК.
Миссионер
Все началось, как теперь уже установлено следствием, около двух лет назад. Семнадцатилетний кировчанин Игорь Торопов (в интересах следствия имя и фамилия главного фигуранта этого уголовного дела изменены), учащийся одного из средних специальных учебных заведений областного центра, будучи тогда в Москве, познакомился там с одним из активистов Народной национальной партии (ННП), организации мало кому известной, да к тому же на тот момент официально уже запрещенной (ее государственная регистрация была отменена решением одного из столичных судов осенью 2002 года). Однако так или иначе еще продолжавшей свою деятельность нелегально.
Для справки стоит сказать, что позицию партии в политическом спектре можно определить как неонацизм, а своими братьями по духу ее руководство признавало, например, скинхедов, в какие-либо партийные структуры не организованных и действующих, как известно, лишь в форме стихийного движения. Исповедовала ННП откровенно ксенофобскую идеологию так называемого русизма, которую пропагандировала через свой печатный рупор - газету "Я - русский".
Так вот, тот столичный активист ННП, увлекший вятского пацана своими радикальными националистическими проповедями и став в итоге его духовным наставником, предложил ему взять на себя миссию продвижения партийных идей из столицы в отсталую в этом смысле провинцию. Взвалить на себя столь почетное бремя тот согласился и, вернувшись в Киров, вскоре сколотил из своих приятелей (учащихся школ, профучилищ, вузов и других учебных заведений) небольшую группу сторонников ННП - по данным следствия, таковых вместе с Тороповым набралось аж девять человек.
Поначалу вся деятельность Торопова заключалась лишь в распространении среди этих новоиспеченных сторонников уже упомянутой газеты "Я - русский", а со временем он со товарищи перешел наконец к "делу". Мордобитием и прочими кровавыми акциями в отношении инородцев, чем славятся их единоверцы-скинхеды (а такую "славу" бритоголовая братия снискала, как известно, и в Кирове), эти пацаны благо не отметились - то ли не захотели, то ли, покуда их местная партячейка стараниями "органов" не "накрылась", не успели. Во всяком случае в данном уголовном деле таких фактов не фигурирует. Активность этой группировки проявилась как раз-таки в распространении по городу этой экстремистской "наглядной агитации".
А в июне прошлого года, в период, когда они уже занялись такой вот заборной "живописью", в Заречном парке и состоялось то священнодейство по принятию в ряды ННП этих новых соратников. Для чего в Вятку тогда и прибыл упомянутый московский куратор Торопова. Вступить в партию решились, правда, не все - лишь четверо из девяти. Остальные предпочли остаться, что называется, сочувствующими. Впрочем, в самом факте этого, так сказать, вступления в ряды - на то у нас и свобода-демократия - никакого криминала нет. Судят и садят у нас нынче не за политическую ориентацию, а за конкретные дела.
За "шалость" - "пятерка"?
Итак, чем располагает следствие на данный момент? У членов группировки изъяты предметы фашистской атрибутики (партийный флаг, футболки с изображением свастики и напоминающих ее символов в виде крестов), с них взяты показания, задокументированы факты настенной "живописи".
Сейчас по ним проводятся экспертизы, в том числе и лингвистическая, призванная дать точную оценку смыслу этих лозунгов - содержатся ли в них призывы к национальной и расовой нетерпимости, наличествуют ли признаки разжигания национальной вражды, подпадающие под статьи Уголовного кодекса.
Да, на бытовом, чисто эмоциональном, уровне вроде и так ясно, что все это в тех надписях содержится. Однако для суда нужна, как известно, не эмоциональная, а профессиональная экспертная оценка. Так что, когда эксперты вынесут свой вердикт, следствие и сможет передать дело в суд. А уж он в свою очередь вынесет приговор. И в результате Торопов может получить до 5 лет лишения свободы - такие санкции предусмотрены соответствующими нормами УК.
В своих комментариях по поводу этого уголовного дела, данных корреспонденту "ВК", представители областного управления ФСБ отмечают, что им приходится выслушивать упреки - мол, дети пошалили, а вы их в преступники записываете. Однако, подчеркивают чекисты, - и в этом с ними нельзя не согласиться - подобное "баловство" явно выходит за рамки обычного бытового хулиганства. Это не просто намалеванное на заборе нечто из дворового фольклора. Объективно такие "детские шалости" представляют угрозу и без того хрупкой стабильности в нашем пока еще только нащупывающем под собой хоть какой-то фундамент обществе.
Конечно, на первый взгляд какими-то взрывами или хотя бы даже всплесками народных волнений на почве, так сказать, межэтнических противоречий в нашей, слава богу, сонной в этом смысле Вятке подобные настенные "художества" не грозят. Но, как известно, - и тут за примерами забираться глубоко в историю не надо - все кровавые межнациональные конфликты последних полутора десятилетий в нашей еще недавно общей империи начинались как раз с таких вот "безобидных" слов и словечек - брошенных кем-то на вполне поначалу мирных митингах, а то и просто вот так же исподтишка начертанных на стенах...
Евгений РЕПИН
"Вятский край"