Отныне никто, кроме самих членов Совета федерации, не может отозвать их из верхней палаты. Такой радостный для себя закон российские сенаторы приняли сегодня без обсуждения.
Сергей Миронов давно хотел ввести запрет на отзыв сенаторов по воле регионов.
Он часто рассказывал журналистам одну историю. Про то, как сложно работать обычному члену СФ в условиях, когда только «за последние два с половиной года сменился 131 сенатор из 178 без всяких оснований». Ещё Миронов любил рассказывать, как раздражает верхнюю палату то обстоятельство, что каждое пленарное заседание приходится начинать с голосования за очередной десяток присланных из провинции неизвестных. Поэтому глава Совета федерации к началу осенней сессии Госдумы написал поправки, защищающие рядового сенатора от произвола регионов.
Формально мироновский законопроект состоял из поправок в закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена СФ и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания РФ». 10 ноября его приняла Госдума.
Теперь у региона фактически не остаётся возможности отозвать сенатора по своим претензиям.
Согласно поправкам, сенатор не может быть отозван без уважительных причин.
«Уважительность» будет устанавливать сама верхняя палата.
То есть ранее региональный орган, делегировавший представителя, мог направить обоснованное решение в Москву и поменять сенаторов. В этом случае Совет федерации проводил голосование формально – «о прекращении полномочий такого-то члена СФ» и «о наделении полномочиями» другого. Теперь же регион по-прежнему может прислать обоснованное требование отозвать своего представителя с мотивированной частью.
Однако теперь сенатор может отзыва не бояться. Если Совет федерации двумя третями голосов проголосует против решения делегировавшего органа из региона, сенатор продолжит работать в СФ.
Вместе с запретом отзывать сенаторов губернаторам и законодательным собраниями регионов законопроект устанавливает жёсткий срок для делегирования нового сенатора. Нового ходока в Москву региональный орган должен делегировать в течение трёх месяцев с момента прекращения полномочий предыдущего. Кроме того, региональным законодательным собраниям разрешили делегировать одну кандидатуру в случае, если альтернативная кандидатура парламенту не представлена.
Прохождение поправок через Совет федерации было молниеносным. Сегодня не потребовалось даже обсуждения. 120 сенаторов при необходимых 90 голосовали «за», протестующих и воздержавшихся, по понятным причинам, не было.
Сенаторы, принимая законопроект, искренне радовались, а больше всех других радовался Миронов. «- Закон позволит в дальнейшем избегать ситуации, при которой тот или иной исполнительный или законодательный орган субъекта годами, в течение многих месяцев, не назначает своего представителя», – наставлял всех он. В качестве примера спикер привел ситуацию с Чукоткой, где, как пояснил он, уже почти два года в верхнюю палату не делегируется представитель от губернатора Романа Абрамовича.
«- Принятие этого закона позволит избежать волюнтаристского подхода со стороны глав регионов, которые нередко отзывают своего представителя без объяснения каких-либо внятных причин», – заявил спикер Миронов и повторил, что с вступлением закона в силу «сенаторы смогут полноценно работать не только в интересах делегировавшего их субъекта, но и в интересах государства».
На самом деле с принятием закона сенатор становится абсолютно независим от делегировавшего его региона. Как он будет трудиться в интересах региона, не всегда понятно.
Зато сам СФ теперь наделяется беспрецедентными функциями лишать сенаторов полномочий. Если сенатор без уважительной причины более трёх раз в течение одной сессии прогуляет заседание либо совершит поступки, «позорящие честь и достоинство члена СФ», его могут изгнать голосованием двух третей состава палаты. Другими словами, теперь сенаторы будут больше земляков бояться своих соседей по залу заседаний в Москве, которые в любой момент смогут выгнать ближнего за прогулы и аморалку.
«Газета.Ru»