Вчера в Москве заседал совет министров обороны Организации договора о коллективной безопасности, на котором его участники обсуждали военную взаимопомощь в случае военных конфликтов и мятежей в Содружестве. На встречу пришёл Владимир Путин.
Силовые министры стран – участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) собрались в академии Генштаба. Ожидалось, что руководить заседанием будет российский глава минобороны Сергей Иванов, но на мероприятии появился сам Владимир Путин.
ОДКБ имеет для Москвы принципиальное значение: в организацию объединена почти вся зона российского влияния в Содружестве.
Это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. На подходе совсем недавно вроде бы был ещё один союзник Москвы – Узбекистан, но его, как выяснилось вчера, в этой структуре пока не ждут. «- В принципе, я не исключаю возможности того, что ОДКБ может расшириться, – сказал в связи с этим Сергей Иванов журналистам. – Но на сегодняшний день такой вопрос в практической повестке дня не стоит». «- С Узбекистаном мы строим неплохое и военно-техническое сотрудничество на двусторонней основе», – добавил он.
Между тем именно Узбекистану членство в ОДКБ ещё совсем недавно могло бы пригодиться самым непосредственным образом – во время событий в Андижане. Дело в том, что министры обсуждали на встрече организационные и финансовые аспекты деятельности миротворческих сил ОДКБ, которые должны привлекаться в будущем к урегулированию внутренних или внешних конфликтов на территории стран-участниц.
Встреча началась с выступления российского президента Путина. Говоря о возможных угрозах странам – участницам ОДКБ, он перечислил: «- Это наркотрафик, террористическая угроза и организованная преступность. Всё это те реалии, с которыми мы вынуждены, к сожалению, сталкиваться и обязаны бороться». Президент России призвал государства, входящие в ОДКБ, совместными усилиями решать проблемы оборонного комплекса, в том числе создавать системы ПВО. Основная часть последующего заседания проходила в закрытом режиме.
После встречи генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа постарался объяснить журналистам, как именно страны-участницы будут оказывать друг другу военную помощь.
«- Имеется в виду возможность применения коллективных сил быстрого развёртывания, которые сегодня уже существуют», – пояснил он и добавил, что «в перспективе – создание специальных подразделений, которые будут ориентироваться только на проведение миротворческих операций».
«- Предполагается, что эти официальные миротворческие подразделения будут формироваться на принципах создания коллективных сил быстрого развёртывания, когда в мирное время они будут находиться под национальной юрисдикцией, а в случае проведения миротворческой операции будут выводиться под единое командование по решению Совета коллективной безопасности», – рассказал Бордюжа. По его словам, эти силы будут применяться по решению Совета коллективной безопасности и по мандату Совета Безопасности ООН в той точке, в которой проведение операции будет необходимо.
Совет коллективной безопасности будет собираться в том случае, если какое-то из государств-членов направит соответствующий запрос.
Министр обороны России Иванов сообщил, в свою очередь, что на встрече глав оборонных ведомств ОДКБ обсуждались вопросы «военно-технического сотрудничества в рамках этой организации по внутрироссийским ценам», а также вопросы подготовки военных кадров. Стороны, по его словам, согласовали и утвердили перечень вузов государств ОДКБ, в которых будет вестись подготовка военных кадров для организации.
«- В основном это российские вузы, но не только они», – сказал Иванов. Он также добавил, что стороны «договорились о координации действий воинских формирований в сфере радиологической, химической и биологической безопасности» и определили перечень полигонов, которые будут использоваться государствами этой организации для совместной подготовки и боевых учений.
«- ОДКБ имеет смысл для Москвы как противовес растущему западному влиянию на постсоветском пространстве», – отметил военный эксперт, зампред Комитета учёных за глобальную безопасность Александр Пикаев. По его словам, на встрече вчера конкретные условия, при которых будут применяться миротворческие войска, не обсуждались, это будет зависеть от каждого конкретного случая. «- Вряд ли применение сил ОДКБ возможно в случае с революцией в Киргизии, где смена власти происходила достаточно мирно, механизм ОДКБ в таком случае будет трудно применить, но совместные миротворческие действия вполне возможны в случае, например, вторжения террористов или других насильственных действий», – отметил он.
Виктор Сумской, «Газета.Ru»