В Испании состоялся важный судебный прецедент. Теперь испанский суд сможет приговорить к тюремным срокам иностранных граждан, совершавших тяжкие преступления у себя на родине. От этого прецедента могут пострадать и россияне, и американцы.
Верховный суд Испании вчера поздно вечером принял историческое решение.
Впервые на испанской территории к тюремному заключению был приговорён гражданин другой страны, обвинявшийся в преступлениях, совершённых также за пределами Испании и против граждан других стран. «Первопроходцем» стал Адольфо Сцилинго, 58-ми лет, гражданин Аргентины. Он был признан виновным в преступлениях против человечности и приговорён к 640 годам тюремного заключения.
Испанский суд доказал, что Сцилинго в составе «батальона смерти» участвовал в массовых расправах над гражданским населением во времена так называемой «грязной войны» в Аргентине. Этим термином традиционно называют массовые расправы аргентинской хунты над своими политическими оппонентами и простыми гражданами в период с 1976 по 1983 год. За это время, по подсчётам правозащитников, в Аргентине пропали не менее 30 тысяч человек.
Тела большинства пропавших не были и, скорее всего, никогда не будут найдены, так как наиболее распространенным видом казни было сбрасывание людей с самолётов в океан. Именно в таких расправах и участвовал Адольфо Сцилинго, в ту пору курсант, а позже офицер Морского училища в Буэнос-Айресе.
В частности, прокурорам удалось доказать, что Сцилинго принимал участие в двух вылетах «самолётов смерти». За эти два вылета в океан были сброшены тридцать человек.
Прокуратура, используя свидетельские показания раскаявшихся палачей, в деталях рассказывала судьям о том, как убивали людей.
Их голыми по ночам грузили в военные самолёты. На борту избивали. Потом открывали дверь и под дулами винтовок заставляли выпрыгивать с высоты километра.
Перед этим ради шутки заставляли танцевать самбу.
Суд счёл вину доказанной. Сцилинго был признан виновным в соучастии в убийстве всех тридцати человек, а также пытках заключённых и незаконном задержании.
За каждого убитого подсудимый получил по 21 году тюрьмы плюс ещё 10 лет.
Прокурор требовал для него и вовсе 9138 лет тюрьмы. Формально, пожизненное заключение в Испании ограничивается 30 годами, поэтому если Сцилинго проживёт такой срок в испанской тюрьме, он ещё сможет оказаться на свободе. После приговора родные жертв кричали с судебной галёрки: «- Чтоб ты сгнил в тюрьме!».
Самое главное, что приговор против аргентинца во многом базировался на его собственных признаниях. Дело в том, что Сцилинго добровольно приехал в Испанию, чтобы дать свидетельские показания по делам «грязной войны». Правда, было это ещё в 1997 году, когда в Испании не действовал закон о привлечении к ответственности иностранных граждан за преступления против человечности и геноцид. Когда закон заработал, Сцилинго тут же арестовали и начали суд. Он был вынужден отказаться от своих показаний.
Испанский закон, от которого пострадал аргентинец, может принести ещё много неприятностей другим иностранцам. Согласно его нормам, местный суд может судить гражданина любого государства, если он, во-первых, обвиняется в наиболее тяжёлых преступлениях, таких как геноцид, и во-вторых, в числе пострадавших от действий этого человека окажется хотя бы один гражданин Испании.
Такие законы есть и в некоторых других странах Европы, но там они до последнего времени буксовали. Например, в Бельгии был подан иск против израильского премьера Ариэля Шарона, обвинённого в военных преступлениях за резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в Ливане. Дело ничем не закончилось. В Дании совсем недавно был подан похожий иск против бывшего российского министра внутренних дел Анатолия Куликова, который по мнению истцов-чеченцев, уничтожал гражданское население в Грозном и Самашках. Ход этому иску также дан не был. Чеченские организации заявили тогда, что подобные иски вскоре подадут во всех прочих европейских странах, где законодательство это позволяет.
Если в Испании найдётся натурализовавшийся чеченец, который сможет доказать свой статус пострадавшего, дело против россиян могут открыть и в Мадриде. Дело может быть начато и против американских военных, участвовавших в иракской кампании.
Известно, что во время печально знаменитого обстрела отеля «Палестина» при штурме Багдада огнём американского танка были убиты иностранные, и в том числе испанские журналисты.
Ко всему прочему в Испании есть волевой и известный своей принципиальностью судья Бальтасар Гарсон. Именно он инициировал дело против Сцилинго, он же едва не посадил по той же статье Аугусто Пиночета, он же вёл дело Владимира Гусинского.
«Газета.Ru»