Высшая судебная инстанция России не стала миловать трёх чеченцев, обвинённых и приговорённых к пожизненному заключению за взрыв правительства Чечни в 2002 году.
Они не были ни организаторами, ни исполнителями теракта, но только часть пути сопровождали заминированный «КамАЗ».
Почти закончилась судебная эпопея дела о подрыве Дома правительства Чечни 27 декабря 2002 года. Тогда в результате взрыва заминированного грузовика погиб 71 человек, в том числе 23 военнослужащих и сотрудников милиции, 48 работников правительства и администрации президента Чечни. 640 человек были признаны потерпевшими по данному делу. Летом позапрошлого года следствие закончилось, и дело было передано в Верховный суд Чечни.
Следствию не удалось найти ни главного организатора теракта (таковым прокуратура назвала группировку «Риядус Салихийн» и лично её лидера Шамиля Басаева), ни боевика, руководившего подрывом на месте (полевой командир Алихан Садуев, которому обвинения были предъявлены заочно, был застрелен только в декабре при попытке задержания).
Вместо них на скамье подсудимых оказались трое рядовых боевиков – Ахмед Сулейманов, Юсуп Юнусов и Валид Исмаилов, которые участвовали в подготовке теракта только на одной из стадий. Тем не менее, всем троим была вменена в вину организация громкого теракта.
Верховный суд Чечни с этой троицей долго не церемонился. Он приговорил террористов к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима.
После этого адвокаты Сулейманова, Юнусова и Исмаилова подали кассационную жалобу на приговор в Верховный суд России. Его вердикт и был оглашен сегодня.
Решение Верховного суда было в каком-то смысле нелепым.
С одной стороны, ВС отклонил кассацию чеченцев в главном пункте – он признал законным пожизненный приговор за организацию теракта. С другой стороны, Верховный суд по просьбе прокурора снял с трёх чеченцев обвинения по абсолютно ничего не значащим в этом деле статьям. Дело в том, что прокурор на стадии рассмотрения кассации ходатайствовал о снятии с чеченцев обвинений в изготовлении поддельных документов и использовании заведомо подложных документов в связи с истечением срока давности по этим статьям. На тяжесть приговора эти пункты никак не влияли, и просьбу прокурора суд удовлетворил.
Адвокаты же подсудимых настаивали на отмене приговора и пересмотре дела по главному пункту обвинения. Они настаивали на том, что вину Сулейманова, Юнусова и Исмаилова по статье «организация теракта» доказать не удалось. На первом судебном процессе действительно был казус, который в каком-то смысле ставит под сомнение вину чеченцев. На стадии судебного следствия все трое признались в причастности к теракту.
Они рассказали о том, как по просьбе полевого командира Алихана Садуева по свободной от блокпостов дороге сопровождали заминированные «УАЗ» и «КамАЗ» от Слепцовской в сторону Грозного, где впоследствии был совершен теракт. Правда, позже все трое от своих показаний отказались, заявив, что следователи выбивали из них нужные слова силой. Вместе с тем, все трое признавались в «участии в бандформированиях», в «незаконном приобретении и хранении оружия» и в использовании тех самых поддельных документов, от ответственности за которые их освободили.
В пресс-службе Верховного суда сообщили, что другого заключения по кассации боевиков ВС вынести и не мог, слишком неоспоримыми были доказательства причастности осуждённых к организации взрыва.
Теоретически, сегодняшнее решение чеченцы ещё могут оспорить в Кассационной коллегии ВС, но о своём желание сделать это их адвокаты ещё не заявляли.
«Газета.Ru»