Общество должно быть услышанным
С 1 июля вступает в действие Закон "Об Общественной палате РФ", идею которого Президент РФ выдвинул вскоре после бесланских событий. Одни усмотрели в этом некую "компенсацию" обществу в обмен на право назначать губернаторов. Другие говорили о том, что такой закон давно назрел, что необходим контроль общества над властью и нужно пойти еще дальше и создать аналогичные палаты в регионах. Несколько месяцев назад распоряжением губернатора Н.И. Шаклеина была создана рабочая группа по разработке закона "Об общественной палате Кировской области". Сегодня мы беседуем с автором проекта данного закона, директором Кировского филиала Института бизнеса и политики, вице-президентом Вятской торгово-промышленной палаты В.М. СЕЛЕЗНЕВЫМ.
- Вячеслав Михайлович, почему вдруг именно сейчас понадобился такой закон?
- Сами идеи общения властных структур с представителями общественности не новы. Впервые на практике такая идея была в нашем регионе осуществлена в г. Кирове, где в 1991 году возник Совет общественных объединений, который затем трансформировался в городское общественное собрание. Оно действует до сих пор, и полезность его очевидна - у горожан есть прямое общение с властью. В этом случае городская общественность напрямую может задать вопросы представителям власти, которые отвечают за то или иное направление жизнедеятельности областного центра, высказать власти те или иные претензии, предложить идеи.
- Насколько я знаю, эти идеи далеко не всегда востребованы...
- Совсем необязательно, что каждое предложение общественности должно тут же быть принято к исполнению чиновниками из мэрии. Да, вначале, когда организовывалось собрание, было много дебатов на эту тему. Наиболее горячие головы действительно предлагали - как мы, члены собрания, проголосуем, так и должно быть. Но суть не в этом. Решения обязаны принимать те, кому это положено по закону, - депутаты гордумы, руководители города. А общественность должна иметь реальную возможность высказывать свое мнение. И если власть мудра, она к этому мнению прислушается.
- В Законе "Об Общественной палате РФ" есть пункт об общественной экспертизе. Что это такое?
- К сожалению, закон эту норму четко не оговаривает. Есть ряд неясностей и по другим позициям. Что такое общественная экспертиза - та же профессиональная экспертиза, проделанная общественными организациями? Или профессиональными юристами и экономистами, нанятыми общественными организациями? Тогда какой в этом смысл? Где гарантия, что результаты этой экспертизы будут более точные, чем результаты экспертизы, которую провели другие юристы и экономисты? Мне кажется, речь должна в большей степени идти об экспертизе с точки зрения тех, на кого закон направлен, кто будет по нему жить и работать.
- Каким образом Кировская область будет представлена в Общественной палате РФ?
- Процедура эта достаточно длительная и сложная. Как известно, всего в палате будет 126 членов. 42 кандидатуры предлагает президент, а они в свою очередь предлагают остальных членов палаты. Общественные объединения Кировской области должны направить в Общественную палату РФ заявления о желании включить своих представителей в состав палаты. А осенью в Кирове должно состояться собрание представителей региональных общественных объединений, на котором будет избрано 20 делегатов для участия в аналогичной конференции Приволжского федерального округа. На этой конференции в свою очередь должно быть определено не менее десяти кандидатур от округа, из которых уже действующие члены Общественной палаты РФ отберут по шесть человек для включения в состав палаты.
Все это - от вступления закона в силу и до пленарного заседания Общественной палаты - должно занять предположительно не более 6 месяцев. Поэтому местным общественным объединениям уже пора начать подготовку к данным процедурам.
- Закон "Об общественной палате Кировской области" будет оригинальным или лишь слепком с Закона "Об Общественной палате РФ"?
- Федеральное законодательство признает возможность создания региональных палат, которые, кстати, уже давно действуют в некоторых областях и республиках. Но никак не регламентирует их деятельность. Поэтому каждый регион решает сам, на каких принципах будет функционировать такая палата. Лучший вариант, к которому пришла наша рабочая группа, - все-таки взять за основу аналогичный федеральный закон. Но разница, возможно, будет. Например, стоило бы уточнить тот же пункт об общественной экспертизе, о котором я уже говорил. Кроме того, российский закон не позволяет выдвигать в палату представителей политических партий. В условиях Федерации это, наверное, оправданно. Поскольку почти вся политическая жизнь сосредоточена в центре, а политические партии имеют возможность участвовать в жизни страны через выборы. В регионе же такой остроты политических столкновений нет, а руководители региональных отделений политических партий являются заметной частью местной общественной элиты. И отлучать их от участия в работе общественной палаты Кировской области вряд ли было бы разумно. То же касается и представителей религиозных и этнических объединений.
Так что в нашем законе главный принцип, который должен преследоваться, - принцип целесообразности и открытости. Чтобы общественность области была уверена, что всегда будет услышана властью.
Андрей АНДРЕЕВ.
"Вятский край"