Ходорковский, Лебедев и Пичугин были «произвольно избраны в качестве мишени в нарушение принципа всеобщего равноправия перед лицом закона». Таков один из выводов в проекте резолюции по делу ЮКОСа, одобренной 18 ноября Комиссией по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ.
Подробное описание процесса над Ходорковским и его коллегами и анализ судебного расследования представила профильной комиссии парламентской ассамблеи Совета Европы бывший министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер. Свой отчет она начала готовить еще в мае и два раза специально посетила Россию, чтобы лично ознакомиться с ходом судебных разбирательств над акционерами и сотрудниками компании.
То, что она увидела в Мещанском суде, где рассматривается объединенное дело Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова, ее сильно удивило. Юристу так и не стало понятно, почему люди, обвиняемые в экономических преступлениях, находятся под стражей. Недопустимым члены комиссии ПАСЕ сочли «недостаток в медицинском обслуживании господину Лебедеву в тюрьме при ухудшении его состояния здоровья и отказ тюремного руководства от повторного осмотра Лебедева независимыми докторами», несмотря на запросы адвокатов. Также докладчица подчеркнула, что прокуратура препятствовала общению адвокатов с подзащитными, не давая возможности подготовиться к процессу. Еще Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер нашла, что судья оказывала давление на свидетелей и мешала стороне защиты вести перекрестный допрос свидетелей.
Особенно европейских чиновников поразил факт, что адвокаты, работающие на этом процессе, вызываются в суд в качестве свидетелей.
Фактически комитет по правам человека ПАСЕ признал все основные претензии адвокатов к властям обоснованными, то есть нашел в деле политическую составляющую. В утвержденном тексте доклада отмечается, что действия российских властей выходят за рамки привлечения к ответственности за несоблюдение норм закона и направлены на то, чтобы «ослабить позиции политического оппонента, запугать других состоятельных граждан и вернуть себе контроль над стратегическими экономическими активами».
Профильный комитет намерен обратиться к Совету Европы с просьбой признать, что независимой судебной системы в России нет, а потому необходимо продолжить «поддержку судебной реформы». Представители ПАСЕ настаивают на освобождении Михаила Ходорковского и оказании Платону Лебедеву качественных медицинских услуг.
Негативным фоном для обсуждения этого доклада послужили очередной арест, теперь Алексея Курцина, и объявление в международной розыск главного юриста НК ЮКОC Дмитрия Гололобова.
Российская делегация в комитете, недовольная обсуждением этого вопроса, потребовала внести в доклад замечание, что выводы сделаны исключительно «на основе мнения стороны защиты». В принципе это почти правда. Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер в мае этого года во время визита в Россию удалось встретиться почти со всеми сторонами процесса: с уполномоченным по правам человека при президенте РФ Владимиром Лукиным, сотрудниками Минюста и Генпрокуратуры и адвокатами обвиняемых. Но понятно, что последние общались с представителем Совета Европы больше, ведь судейские чиновники обычно не стремятся общаться с западными инспекторами. Впрочем, увидеться с Ходорковским и Лебедевым бывшему немецкому министру юстиции не дали, хотя именно для этого ее делегировали в Москву.
Утвержденный документ будет рассмотрен на зимней сессии ПАСЕ, которая состоится 24–28 января 2005 года.
Газета.ru