В Чувашии с 1 января 2006-го появятся более трех сотен новых муниципальных образований – сельских поселений, районов и городов.
И во всех начинать все предстоит с чистого листа - повсеместно будут глава и председатель депутатского собрания (вместе с депутатами), своя налоговая база и свой бюджет.
Кадры, как водится, решают все. Главная проблема – где найти столько профессионалов. Чтобы преподавать в школе, человек должен учиться пять лет, чтобы лечить людей - семь. Управленцев тоже готовят - в академии госслужбы. Но это капля в море. К тому же нужны низовые муниципальные руководители с перспективой - ведь должности выборные. Потратим на обучение деньги – а вдруг избиратели отдадут предпочтение другим кандидатам?
Есть и другие сложности. У местной власти, самой близкой к народу, ослаблена работа с населением с точки зрения непосредственной демократии. Она понимается чересчур просто: как обращение за поддержкой накануне выборов.
Мало настоящей ответственности берут на себя ответственные лица от администраций городов и районов, те же сельские старосты. Отсюда часто и иждивенческие настроения. Люди искренне считают, что деньгами их должны обеспечить Президент, правительство – найти подрядчиков для строительных работ и т.д. А работа по увеличению доходной базы муниципалитетов идет явно недостаточная. Хотя для нее есть все возможности – созданию новых рабочих мест на селе, развитию малого бизнеса посвящены особые указы Президента республики.
В то же время собственная инициатива приводит к желаемому результату. В качестве примера можно привести село Чувашские Тимяши Ибресинского района. Там уже сейчас решили готовиться к переменам и попробовать прикинуть, как жить и развиваться в новых условиях. В этом селе многие держат по две-три коровы, десятками литров сдают молоко частным предпринимателям, получают неплохие для деревни деньги. Но других примеров, когда крестьяне республики не знают, куда девать выращенную на личном подворье хрюшку или собранный урожай картошки, куда больше.
Если система местного самоуправления на уровне городов и районов в Чувашии практически без сбоев работает с 1996-го, то поселения ожидают немалые трудности. Возьмем деревню, где 1200 человек. Жители должны выбрать главу поселения, председателя собрания депутатов (и самих депутатов). Два человека у власти – два служебных кабинета и телефона, два чиновничьих аппарата. Даже такая “мелочь”, как государственные флаги, которые должны развеваться над властными зданиями, в масштабах Чувашии выльются в кругленькую сумму. Плюс обязательная по закону публикация решений глав, депутатов в средствах массовой информации…
Так что на вопрос – каких трудностей будет больше – финансовых или кадровых? – зам. руководителя Администрации Президента Чувашии В. Максимов ответил так: "Что нужнее – левая рука или правая? Хороший глава без финансов и поддержки ничего не сделает, а неумелый не сможет работать, имея то и другое". Не мешало бы, считает В. Максимов, отладить реформу сначала в двух-трех регионах. Посмотреть, как она пойдет на севере, в центре, на юге страны. Та же Чувашия наверняка бы согласилась сначала все опробовать, нам ведь к разного рода экспериментам не привыкать. Но новую систему регионам просто навязали.
К тому же кое-что из нового республика уже проходила – первые муниципальные выборы в 1991-м у нас стали и первыми в России - и от этого отказалась. Скажем, от разделения полномочий главы и председателя депутатского собрания. Этак получалось, что у одного вся ответственность, но нет полномочий подписать бюджет. У второго все полномочия – но без такой ответственности.
В законе о реформе местной власти до сих пор много нестыковок. Не проработаны до конца механизмы отзыва глав, разделения ответственности на разном уровне. Скажем, глава района выпустил на маршрут автобус, проезжающий через пять деревень. В четвертой дорогу не очистили, и люди из пятой в райцентр не попали. Кто и как будет за это отвечать? И возможно, что в будущем логично продолжится выстраиваемая сейчас властная вертикаль, то есть назначаться будут и главы. В таком случае у предстоящих в этом году выборов имеются шансы стать первыми и последними.
Впрочем, можно предсказать, что к власти в подавляющем большинстве придут грамотные, умелые руководители, всей душой болеющие за благо земляков. Вся выборная статистика последних лет говорит, что от критиканов, умеющих работать лишь языком, люди уже устали. Только не поломать бы то, что уже есть и успешно работает. А то как бывает – новая метла метет по-новому, каждый глава начинает с перетасовки команды, доставшейся от предшественника. Такого желательно не допускать. Того, кто умеет работать, и избиратели в обиду не дадут, и “наверху” всегда заметят.