Признание в небоеспособности Российской армии в присутствии Владимира Путина сделал вчера министр обороны Сергей Иванов. Выступая на сборе руководящего состава Вооружённых сил, он заявил, что все задачи по подготовке армии и флота в нынешнем году выполнены, но повысить боевой потенциал армии так и не удалось.
Сбор руководящего состава Вооружённых сил РФ проходит ежегодно в конце ноября и является официальным и отчасти публичным подведением итогов боевого года (часть своего доклада глава оборонного ведомства зачитывает в присутствии журналистов). Происходит всё это мероприятие в обязательном присутствии главы государства. Министр докладывает о том, что удалось и чего не удалось сделать из намеченного в году уходящем и ставит задачи на год следующий. Глава государства, в свою очередь, говорит военным что-то приятное или неприятное – в зависимости от настроения и общей ситуации в стране. Так было всегда, и нынешний год не стал исключением, но только в части процедуры. Что касается содержательной части, то нынешний сбор руководящего состава стал совершенно не похожим на все предыдущие.
Министр обороны, сам того не желая, сделал сенсационное признание о том, что Российская армия, несмотря на все усилия руководства страны и военного ведомства, остается небоеспособной.
Хотя «в целом основные задачи по всем направлениям подготовки армии и флота в 2004 году выполнены». Признание же в небоеспособности прозвучало на сборе так: «- Силы общего назначения по-прежнему способны привести себя в боеготовое состояние только при условии заблаговременного проведения комплекса мер, направленных на повышение их боевой и мобилизационной готовности», – заявил министр обороны. Это фактически означает, что оборона страны на самом деле полностью лежит только на ракетных войсках стратегического назначения, которые боеготовы всегда и полностью.
Но тогда непонятно, зачем нужна остальная армия общей численностью в 1,207 млн. военнослужащих и еще 876 тысяч гражданского персонала (эти данные обнародовал вчера Иванов). Непонятно, зачем тратить на её содержание в нынешнем виде почти 530 млрд. рублей (эта цифра записана в бюджете РФ на будущий год). Содержать только ядерную дубинку будет в десятки раз дешевле. Впрочем, с учётом Чечни обычная армия России тоже необходима, чтобы в случае чего вступать в диалог с сепаратистами.
Признание в небоеспособности сил общего назначения – лишь часть откровений министра обороны.
Впервые в истории военного ведомства он открыл общественности, какое именно вооружение и в каком количестве будет закуплено Российской армией в будущем году.
Никогда прежде эти данные огласке официальными лицами не предавались.
Куплено будет немного: 4 ракеты стратегического назначения, 9 космических аппаратов и 5 ракет-носителей (это для ракетчиков). В Сухопутные войска поступят 2 пусковые установки ракетного комплекса «Искандер-М», 17 танков Т-90 и 3 батальонных комплекта бронетранспортеров (92 БТР-80). В состав Военно-морского флота будут введены 2 новых корабля. ВВС получат 1 новый и 1 отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160, 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ и новые высокоточные ракеты «воздух – земля». Всё это вооружение, как надеется министр, пусть не очень существенно, но всё таки позволит повысить боевой потенциал вверенной ему армии.
Что касается статистики потерь, которая также традиционно обнародуется на этих сборах, то в нынешнем году в Вооружённых силах погибли 932 военнослужащих, причем каждый четвертый, то есть 233 человека, покончил жизнь самоубийством. Кроме того, на 5%, как признался Иванов, возросло количество правонарушений в армии, их зафиксировано 11,5 тысяч. Выросло и число военнослужащих, осуждённых за различные преступления. Так что на этом направлении никаких изменений к лучшему не произошло.
Лучше, по словам министра, стало только с потерями на Северном Кавказе. За десять месяцев Вооружённые силы потеряли там 148 человек, что «всё равно недопустимо много, так как любая человеческая жизнь бесценна». Число погибших в 2001 году в том же регионе составило 499 военнослужащих, в позапрошлом и прошлом годах эта цифра сокращалась до 480 и 291 соответственно.
Президент честность и открытость министра, считающегося одним из наиболее близких к нему людей, оценил и военных не ругал.
Небоеспособная, по сути, армия, признающаяся в этом по итогам пятого года правления нынешнего главы государства, – отнюдь не главная проблема, которую решает его администрация. К тому же военным в следующем году дадут почти на 30% больше денег, чем в нынешнем. Пусть повышают дальше свою боеспособность. Работу военного ведомства в целом Путин оценил как удовлетворительную, слегка пожурив за то, что не получилось поставить на ноги войска постоянной готовности. «- Именно они призваны стать костяком и главной ударной силой нашей армии», – сказал президент, выразив тем самым надежду, что в следующем году это, может быть, удастся сделать.
А ещё Путин поддержал высказанное на сборе предложение Сергея Иванова создать единый орган по закупке вооружений и военной техники. По словам президента, «это абсолютно правильное направление». «- Прошу и дальше двигаться по этому пути.
Это приведет к оптимизации расходов военного ведомства. Это касается и других силовых структур. Мы много говорили об этом. Разные ведомства заказывают вооружения по совершенно несопоставимым ценам», – объявил Путин генералам.
Генералы угрюмо покивали. На самом деле борьба за этот орган идёт давно, и Иванов поражение на этом фронте уже потерпел: министр пролоббировал создание Федеральной службы по гособоронзаказу во главе Андреем Бельяминовым, но генералы, «заказывающие вооружения по совершенно несопоставимым ценам», как обозначил их Путин, смогли его «съесть», так и не дав службе толком заработать. Вчера Иванов при поддержке Путина дал понять, что на этом борьба за деньги, идущие на закупку новых вооружений, вовсе не закончена.
«Газета.Ru»