Президент Николай Федоров попросил уточнить: что торговому люду следует ожидать от этих новшеств – усложнения или упрощения процедур? Из ответа министра следовало, что проще вряд ли станет. Чтобы открыть новый рынок, надо будет внести массу изменений в различные нормативные документы, вплоть до правительственных. В частности, в план по размещению рынков. Но муниципалитетам дано указание представить свои предложения по перспективам создания новых рынков.
В свою очередь глава республики тут же поручил премьер-министру С. Гапликову предусмотреть регламентные решения либо другую юридическую форму, что позволило бы избежать серьезных осложнений для предпринимателей. Ведь наверняка новые рынки будут открывать и сельские потребительские кооперативы, которые, вопреки ожиданию, растут как грибы после дождя. Такой кооператив может теперь взять до 40 млн. рублей льготного кредита по аграрному нацпроекту. Часть этих средств со временем можно будет использовать и на строительство собственного рынка.
Появление этого закона трудно переоценить. В некоторых райцентрах до сих пор торговцы располагаются не только в рыночных павильонах, но и просто на дороге, растянувшись на километр. Это дикое торжище принадлежит местному муниципалитету. Он собирает плату за торговые места, фактическое наличие которых невозможно проконтролировать. Не исключено, что часть сборов идет в карман кому-то из чиновников.
Между тем серьезные сложности возникли по срокам введения в действие закона. Отсчет новому порядку должен начаться одновременно с федеральным законом, то есть 11 апреля. Но ведь законопроект должны еще утвердить депутаты Госсовета республики. Ближайшая сессия предстоит во вторник на следующей неделе. “Госсовет вам не пожарная команда, — выразил неудовольствие спикер и руководитель региональной организации «Единой России» в одном лице М. Михайловский. — Как нам успеть полноценно изучить документ и вынести ему оценку?”
Президент не исключил возможности внеочередной сессии, но с оговоркой, что “это, конечно, не здорово”. При этом напомнил, что федеральный закон был принят еще в декабре прошлого года, и министерство должно было пораньше подготовить законопроект. И тех, кто это не предусмотрел, не мешало бы наказать.
Неожиданное оживление на заседании вызвал проект постановления, казалось бы, технического характера – о нормативах потребления электроэнергии собственниками жилья и квартиросъемщиками, не имеющими приборов учета. Новостью для многих министров стало сообщение главы Минпромэнерго Ю. Волошина о том, что в 14 процентах жилых домов и квартир действительно нет электросчетчиков. Хозяева платят по усредненному нормативу потребления, устанавливаемому на глазок. Причем он подчас более выгоден, чем при расчете по счетчику.
Как пояснил мэр Чебоксар Н.Емельянов, такая практика была введена в 1994 году, когда с тарифами и платежами творилась настоящая вакханалия. Сейчас следовало бы заставить всех установить счетчики, но это вряд ли получится. Вот и решили увеличить среднепотребляемый норматив, а соответственно и размер платы за электроэнергию. Не устраивает – обзаводись счетчиком.
Еще два принципиально важных проекта были одобрены на заседании – о разработке законопроекта о республиканском бюджете на 2008 год и на среднесрочный период и о Сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности Кабинета Министров республики на 2007-2009 годы. Новизна этих документов в том, что речь идет о планировании на ближайшие три года, а не на год, как раньше. Такая установка проистекает из недавнего бюджетного послания Президента страны, в котором впервые ставятся задачи на три года.
Рассмотрены также итоги выполнения президентского Указа от 28 декабря 2005 года “О Годе духовного просвещения”.