Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В 2006 году в Чувашской Республике введено в эксплуатацию 854,4 тыс.кв.м жилья (116,6% к уровню 2005 г.), что значительно выше максимального показателя ввода жилья, достигнутого в рекордный 1989 год, когда было введено 707 тыс.кв.м.
При этом ввод жилья в расчете на одного жителя Чувашии в 2006 году составил 0,66 кв.м, что на четверть больше, чем по Москве, на 40 процентов, чем в Татарстане и в 2 раза, чем по России.
Указанные показатели достигнуты благодаря комплексу мер, в том числе в результате:
– постоянного поиска и внедрения новых финансово-инвестиционных механизмов в жилищное строительство, начиная с опыта республиканских госзаказов на строительство социального жилья в годы бартерной экономики;
– увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования;
– оптимизации процедуры и сроков оформления исходно-разрешительной документации;
– внедрения новых технологий в строительстве жилых домов.
В 2006 году в Чувашии по республиканской программе «Молодая семья» с помощью государственной поддержки приобрели жилье 1744 молодые семьи и по федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» – 426 молодых семей, на что направлено 240 млн.рублей из республиканского бюджета, то есть в Чувашии 2170 молодых семей воспользовались государственной поддержкой, что составляет почти 20 процентов от числа всех молодых, кто получил такую поддержку по всему Приволжскому федеральному округу.
Если бы эти средства были использованы по правилам федеральной подпрограммы, то только 926 молодых семей могли бы приобрести жилье.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий по республиканской программе осуществлялась предоставлением субсидий на первоначальный взнос в размере 15 процентов от расчетной стоимости жилья и субсидированием процентных ставок по ипотечным кредитам в течение 15 лет, а также возможностью их участия в долевом строительстве жилья. Поддержка молодых семей на условиях, принятых в Чувашской Республике, значительно более эффективна, чем по правилам федеральной подпрограммы.
Эффективность республиканской программы «Молодая семья» основана на ее большей, по сравнению с федеральной подпрограммой, доступности для молодых семей, заключающейся в возможности получения большего (в 1,15 раза) ипотечного кредита при одном и том же совокупном доходе молодой семьи, меньшем (в 1,8 раза) ежемесячном платеже и меньшем (в 1,5 раза) объеме выплачиваемых процентов по кредиту за весь период кредитования.
Доступность жилья сегодня имеет решающее значение, так как позволяет быстрее приобрести жилье большему числу молодых семей, опережая совершенствование механизма ипотечного кредитования, связанного с позитивными процессами в социально-экономическом развитии страны, когда прогнозируемое снижение величины процентной ставки по ипотечным кредитам минимизирует ее бюджетное субсидирование, может быть, и вплоть до нуля.
Такие выводы следуют из имеющихся в этом направлении тенденций. Например, процентная ставка по ипотечным кредитам снизилась с 19 процентов в 2004 г. до 12,5 процента в 2006 г., уменьшив процент софинансирования из бюджета Чувашской Республики с 14 до 7,5 процента, т.е. в 1,9 раза.
В целях дальнейшего наращивания объемов жилищного строительства и создания более комфорт-ных условий проживания граждан в Чувашии реализуются новые масштабные инвестиционные проекты.
В октябре 2006 г. совместно с ОАО «ВТБ» начато осуществление малоэтажной жилой застройки в Чебоксарском районе площадью более 1 миллиона квадратных метров под названием «Новый город». В основе этого проекта – частно-государственное партнерство, прогрессивные градостроительные решения и современные технологии строительства.
Развернуты проектные и строительные работы по освоению малоиспользуемых земельных участков юго-западного района г.Чебоксары, где планируется в ближайшие годы строительство жилья в объеме 2 миллионов квадратных метров, современных социальных объектов и транспортных магистралей. Там же запланированы снос существующего ветхого жилья постройки 40-50 годов, а также реконструкция всей коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Названные и другие решения позволят уже в следующем году построить в Чувашии более 1 млн. кв. м жилья, а в 2010 году достигнуть объемов строительства не менее 1 кв.м жилья в год в расчете на 1 жителя.
В то же время при решаемых проблемах, связанных с жилищным строительством, остаются крайне актуальными отдельные вопросы, которые целесообразно рассмотреть Правительству Россий-ской Федерации:
1. В 2006 году была фактически свернута подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», не только не решившая накопившихся проблем, но и, главное, не исчерпавшая позитивного потенциала в увеличении объемов жилищного строительства.
Возобновление этой подпрограммы на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов даст увеличение объемов жилищного строительства, особенно в малых городах, и значительно ускорит решение исторической проблемы ветхого и аварийного жилья для страны и граждан.
2. Возможность льготного кредитования муниципальных образований для строительства объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ, лечебных учреждений) с субсидированием процентных ставок из федерального и регионального бюджетов.
Положительное решение этих вопросов со стороны Правительства Российской Федерации позволит регионам существенно увеличить объемы жилищного строительства и ускорит осуществление мечты о доме для миллионов россиян.