– Владимир Михайлович, чем вызвана необходимость появления нового закона?
– В последние несколько лет в стране и мире произошли события, существенно повлиявшие на оценки угроз, содержание и тактику противодействия терроризму. Достаточно вспомнить теракты с многочисленными человеческими жертвами в США, Франции, Англии, Италии и, разумеется, России. Опыт борьбы с терроризмом показал, что она не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления. Следует работать на упреждение, на профилактику. К минимуму должны быть сведены возможность совершения террористического акта и его возможные последствия. И это задача не только органов безопасности, за которыми, конечно же, сохраняется главная координирующая роль в борьбе с терроризмом, но и всех властных структур, всего общества.
Новый закон дает четкое понимание того, что противостояние терроризму - это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
– Впервые в законодательстве (не только российском, но и мировом) дано четкое определение терроризму как многостороннему явлению, направленному на достижение отдельными лицами или группами лиц тех политических целей, которые они преследуют и стремятся достичь насильственными, преступными способами.
– Дано также определение таким понятиям, как террористический акт, контртеррористическая операция. Определение "противодействие терроризму" также обрело четкую структуру. Такая деятельность состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. Профилактика предполагает устранение во всех областях жизнедеятельности общества и государства условий, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты. Борьба с терроризмом включает в себя силовые мероприятия, связанные с недопущением и пресечением террористических актов.
Хочу заметить, что эти новации в законодательстве соответствуют международному праву, отвечают принципам, заложенным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 год) и ряде резолюций ООН. А также положениям Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которая была подписана от имени РФ 17 ноября 2005 года в Страсбурге.
– К террористической деятельности относятся отныне не только подготовка и проведение теракта и призывы к нему, но также и публичные выступления, оправдывающие терроризм. Как в этой связи Вы воспринимаете существование некоторых сайтов, к которым имеют отношение и жители Чувашии, морально поддерживающие экстремистов?
– Действительно, такая проблема существует. Наши сотрудники, участвующие в антитеррористической деятельности, внимательно изучают подобные сайты. Думаю, здесь должен последовать целый ряд мер, в том числе принятие изменений в Уголовный кодекс. Если соответствующая статья УК будет дополнена, то подобные публикации, оправдывающие действия террористов, станут предметом нашего особого внимания.
– Новый закон существенно расширяет полномочия ФСБ – вплоть до права привлекать к контртеррористической операции армейские подразделения, сбивать самолеты, захваченные террористами, и т.д.
– Прежде всего существенное отличие нового закона – четко установленная персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму. Когда каждый сотрудник, начиная с рядового исполнителя до руководителя правоохранительного органа, руководителя антитеррористической операции, хорошо знает свои права и понимает свою роль – это большое подспорье в борьбе с терроризмом.
Согласно статье 7 нового закона если захваченное террористами воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета путем уничтожения самолета.
Новый закон касается прежде всего органов ФСБ – ведь по закону борьба с терроризмом относится к нашей исключительной компетенции. А вопрос о необходимости сбивать захваченные экстремистами самолеты стоял и прежде. Проблема была в наличии исчерпывающей информации. Думаете, если бы в сентябре 2001 года американцы знали, что самолеты, ведомые террористами, идут на гражданские объекты, – они бы спрашивали разрешения, чтобы их сбить?..
Я не помню, были ли у нас в России такие случаи, когда террористы направляли летательные аппараты на объекты жизнеобеспечения или объекты большого скопления людей. Эта проблема возникла в основном после террористических атак на нью-йоркский торговый центр. Но сегодня поступает информация, что на фоне антитеррористической активности террористы могут использовать различные способы нападения. В том числе атаки на те объекты, что могут вызвать радиационное заражение – атомные электростанции, например, или воинские части, где хранятся такие боеприпасы, или химическое.
Определить, куда направят захваченный самолет с заложниками – на гражданский или военный объект, – непростое дело. И понять это может только тот человек, кто хорошо знает и владеет ситуацией. А именно – руководитель органа безопасности, как и определяет новый закон.
– В Чувашии, слава Богу, проявлений терроризма нет. Значит ли это, что мы можем, как говорится, спать спокойно?
– Объектов террористической опасности у нас тоже хватает. Все они учтены. В числе таковых – например, предприятия, где используется хлор. Даже небольшая его утечка может привести к опасным последствиям. Есть в республике и другие объекты, и если они будут подвергнуты террористической атаке, последствия можно сравнить с взрывом ядерной бомбы небольшой мощности.
Вспомните поговорку: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром гремит на Кавказе давно, у нас пока действительно – нет. Но недооценивать угрозу терроризма нельзя. Лучше вложить деньги в профилактику, чем в пресечение и ликвидацию последствий терактов. Угроза терроризма реально существует, можно даже сказать – нарастает. Действия радикальных групп – в той же спокойной Чувашии – могут привести к непредсказуемым последствиям. И совершенно правильно по новому закону определяется целый комплекс мер, а в регионах создаются оперативные штабы Национального антитеррористического комитета, который по Указу Президента России возглавляет директор ФСБ Николай Патрушев.
– Это не дублирование существующих региональных антитеррористических комиссий?
– Ни в коем случае. Существующие сегодня антитеррористические комиссии в регионах собирались раз в квартал, их решения носили рекомендательный характер. А по новому закону решения Республиканской антитеррористической комиссии и оперативных штабов – подразделений комитета – обязательны для исполнения.
Республиканскую комиссию по противодействию терроризму, как известно, возглавляет Президент Чувашии Н. Федоров. По новому закону создается еще и оперативный штаб, которым будет руководить начальник УФСБ, – так определено по Указу Президента РФ. При этом штабе создается соответствующий аппарат сотрудников. В компетенцию штаба входят постоянный мониторинг ситуации, вынесение вопросов на рассмотрение комиссии, проведение учений и анализ их результатов, а также выработка решений и рекомендаций для всех органов власти, предприятий различных форм собственности и иных учреждений.
– Владимир Михайлович, какова оперативная обстановка по противодействию терроризму на сегодня?
– Вопросы предупреждения террористических угроз – одни из приоритетных в нашей деятельности, которая осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами. На наш взгляд, в республике достигнуто взаимопонимание между всеми субъектами антитеррористической деятельности. Об этом, в частности, говорят конкретные результаты.
Так, раскрыты преступления с использованием взрывных устройств, совершенные в прошлом году и имевшие широкий общественный резонанс. Задержан житель Чувашии, длительное время «терроризировавший» иностранных студентов, есть и другие «новости», о которых пока говорить преждевременно.
Есть и факты, когда отдельные руководители ведомств и учреждений не желают исполнять принятые решения и рекомендации. Звучат ссылки на якобы отсутствие финансирования и другие «уважительные» причины. Надеюсь, что с принятием нового закона «О противодействии терроризму» ситуация коренным образом изменится. Необходимо устранить причины терроризма, выбить почву из-под ног экстремистов, и в этот процесс должно включиться все общество, все ветви власти, включая средства массовой информации.