Президент Азербайджана Ильхам Алиев угрожает применить военную силу для решения проблемы Нагорного Карабаха.
В своем заявлении Алиев заявил о том, что «неконструктивная позиция Армении на переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта» вынуждает Азербайджан осуществить ревизию своей стратегии.
Как сообщает «Интерфакс», он недвусмысленно намекнул на возможность применения силы для окончательного разрешения этого вопроса: «Мы должны быть готовы и к любым иным вариантам, для чего усиливается армейское строительство, увеличиваются военные расходы»,- сказал он.
Ответ армянской стороны не заставил себя долго ждать. Сегодня президент Армении Роберт Кочарян заявил о том, что в этом случае Армения де-юре признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. В качестве дополнительных мер по стабилизации обстановки в регионе он упомянул о создании договорно-правовой базы, которая позволит ей «обеспечивать безопасность народа Нагорного Карабаха». В этих целях планируется начать «комплексное укрепление» территорий вокруг республики, составляющих «пояс безопасности».
Угрозу применения Азербайджаном военной силы для решения проблемы Нагорного Карабаха и реакцию на нее со стороны руководства Армении в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
- С чем вы связываете последнее обострение армяно-азербайджанского конфликта? Обмен резкими выпадами высшего руководства двух стран - это шаг назад в переговорном процессе?
- Я бы не сказал, что мы являемся свидетелями такого шага. Просто потому, что в последние годы какого-либо продвижения вперед тоже не было. Из всех достигнутых соглашений, имевших действительно большое значение для переговорного процесса, было соглашение о достижении перемирия, подписанное еще в 1994 году. С тех пор идут бесплодные переговоры об определении статуса НК и об урегулировании этого конфликта в целом. Бесплодные в первую очередь потому, что позиции сторон прямо противоположны. Нагорный Карабах не хочет признавать никакого другого решения, кроме предоставления ему полной независимости от Азербайджана. А последний, в свою очередь, настаивает на том, что НК в любом случае должен оставаться его составной частью. А поскольку позиция сторон абсолютно противоположная, то никакого иного способа решения этой проблемы, кроме военного, быть и не может.
К тому же в самое последнее время появился т.н. «косовский прецедент», когда этот край в составе Сербии и Черногории близок к тому, чтобы получить независимость и полное признание со стороны международного сообщества. Безусловно, это решение является положительным прецедентом для жителей НК. Теперь они вправе требовать аналогичного решения и в своем случае.
Так что время сейчас на стороне НК. Как только Косово получит независимость, я думаю, руководство Армении сразу же признает НК суверенным государством. На это уже намекали армянские лидеры, когда говорили об «универсальном характере» косовского прецедента.
Об этом говорил и наш президент. Хотя я полагаю, что Россия займет в этом вопросе взвешенную позицию и сначала дождется признания НК со стороны мирового сообщества (или хотя бы нескольких стран), а затем уже присоединится сама. Это было бы здравое решение - оно позволило бы нам добиться своего (признание независимости НК) при сохранении нормальных отношений с Азербайджаном. И это заставляет руководство Азербайджана нервничать, делать решительные шаги и обострять ситуацию.
Выход для него только один - признать существующие реалии. Потому что войну Азербайджана против НК никто не поддержит - ни Россия, ни Запад. В случае начала военных действий, Азербайджан окажется в политической изоляции. В то же время победить НК в открытом противостоянии без внешней поддержки он не сможет. Турция прямую поддержку Азербайджану также не окажет, ведь она непосредственно с НК не граничит и может атаковать только Армению. А это государство, в свою очередь, имеет союзнические отношения с нами, и Россия, безусловно, выступит на ее стороне. Потому что мы не можем допустить изменения баланса сил в регионе. Это стало ясно еще в начале 90-х, когда Турция хотела вмешаться в конфликт и немедленно последовало заявление Шапошникова (тогда командующего Объединенными вооруженными силами СНГ) о том, что Россия в этом случае может применить ядерное оружие. И Турция, естественно, решила не вмешиваться.
Беседовал Василий ВАНЬКОВ