Как заметил доктор юридических наук, председатель комиссии по правам человека при губернаторе Нижегородской области Владимир Бабаев, в Уставе записано, что власть осуществляется на основе принципа открытости и гласности, но не закреплены ни принцип демократизма, ни принцип справедливости и законности.
«Проект Устава Нижегородской области пока на 80 процентов состоит из переписанных федеральных норм», - говорит начальник правового управления Законодательного собрания Нижегородской области Виталий Ларионов. – «В настоящее время в Уставе мало оригинальных нижегородских положений, отличающих наш регион от других субъектов РФ. В частности, по этим причинам мы предложили не включать в новую редакцию главу, в которой просто прописаны права и свободы человека, и без нашего закона закрепленные в Конституции».
О механизмах защиты прав граждан в основном законе Нижегородской области говорится немного. Например, есть положение о том, что в регионе может быть создан Уставной суд, который будет защищать отраженные в Уставе права. Если этот орган сформируется, то впишется в судебную систему таким образом, что наряду с Арбитражным судом и судом общей юрисдикции будет наделен правом законодательной инициативы. Эта норма была и в старом Уставе, однако подобный суд на территории региона до сих пор не создан.
Первые попытки разработать новый проект Устава предпринимались еще в 2002 году. Уже тогда было понятно, что оставлять главу о правах и свободах человека и гражданина переписанной из Конституции РФ и при этом не говорить о механизмах осуществления этих прав в Нижегородской области было бы неправильно. Тем не менее, вопрос дожил аж до 21 июня 2005 года, дня депутатских и общественных слушаний проекта Устава.
Депутат Александр Сериков считает, что если поставить вопрос о том, для кого был создан документ, то ответ будет однозначным – для органов власти и должностных лиц. «Как может простой гражданин повлиять на ситуацию в регионе? Попытки что-то изменить будут эффективны при балансе сил власти и общества. В настоящее время в нижегородском Уставе сила общества не прописана никак», - заявил депутат. Он проиллюстрировал это размером количественного барьера, который необходимо преодолеть гражданам для того, чтобы обрести право законодательной инициативы. По документу барьер составляет 2 процента от числа жителей, обладающих избирательным правом. Александр Сериков подсчитал, что за каждого из депутатов нижегородского Законодательного собрания (а парламентарии имеют право законодательной инициативы) голосовало пять-десять тысяч человек. «Мы же требуем от населения собрать 52 тысячи подписей. Это практически невозможно, даже при наличии сил и средств», - замечает депутат.
В настоящее время ситуация с волеизъявлением народа в Нижегородской области следующая: на выборы приходит 20-25 процентов избирателей. Такой вот небольшой потенциальный интерес населения к политической и социальной жизни в регионе. Или это отсутствие веры в возможность влияния на власть? «Сегодня Устав Нижегородской области обсуждают только люди, которые имеют к этому профессиональное отношение. Я считаю, что по этому вопросу необходимо знать и мнение широкой общественности, - говорит депутат Государственной думы Юрий Сентюрин. – При этом условии документ обогатился бы максимально. Если же брать проект в том виде, в котором он есть, то практическое применение закона направлено на государственные органы, а не на простого гражданина. Поэтому сейчас необходимы существенные доработки в области прав населения».
На суд общественности был представлен Устав с хорошо прописанной системой, структурой и порядком деятельности органов власти. Социальная же значимость документа пока оставляет желать лучшего.
По мнению одного из разработчиков Устава Виталия Ларионова, глава о защите прав и свобод гражданина в документ, скорее всего, вернется даже без специфических механизмов их защиты. Но законодатели надеются, что новые предложения по изменениям в эту часть Устава появятся.
Мария МЕДВЕДЕВА.