На заводе «Севмаш» прошла торжественная церемония спуска на воду первой российской многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885 М «Ясень-М» — «Казань».
Традиционную бутылку шампанского о борт корабля разбил его командир — капитан первого ранга Александр Бекетов. АПЛ предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году. И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется.
«В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, — рассказал на церемонии главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. — Это более трех тысяч суток в море подводного флота страны. Прекрасный показатель».
По мнению многих военных экспертов, отечественному подводному флоту удалось сбросить с себя «проклятие» недавнего прошлого, когда на всех флотах была острая нехватка обученных экипажей и технически исправных кораблей.
Ситуация стала улучшаться с принятием Госпрограммы вооружений ГПВ-2020 в 2011 году и увеличением финансирования военного судостроения. Многоцелевая АПЛ «Казань» стала последним экзаменом для российских корабелов на способность эффективно расходовать эти средства и строить по-настоящему современные подводные лодки. И этот экзамен работники «Севмаша» сдали на отлично.
Наш корреспондент заинтересовался, кто был прототипом «Казани»? Ему удалось установить, что она является серьезно усовершенствованной младшей «сестрой» АПЛ «Северодвинск» проекта «Ясень». Последнюю строили целых 17 лет еще по советским наработкам и спустили на воду только летом 2010 года. Более совершенная «Казань» сошла со стапелей через восемь лет после закладки. Она значительно превосходит «Северодвинск» по многим параметрам — сказывается разница в возрасте.
— На «Казани» удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения, — пояснил президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — Новая АПЛ отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Кроме того «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам… А теперь представьте, каких дел может наворотить эта лодка, если ей удастся незаметно подобраться к ордеру вражеской авианосной ударной группы (АУГ). Достаточно попасть по авианосцу одной единственной торпедой — и он даст крен. Этого хватит, чтобы все его авиакрыло — 80 с лишним самолетов — не смогло взлететь. А АУГ лишилась своей главной ударной силы».
Примечательно, что все компоненты — российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на «Казань» установили новый, менее шумный двигатель. Однако официального подтверждения этому пока нет — винт на церемонии спуска был прикрыт специальным чехлом.
Да и большинство технических деталей нового корабля остаются под грифом «секретно». Но зато удалось узнать, что до 2023 года планируется построить еще пять лодок проекта «Ясень-М». Ближайшая из них — «Красноярск» — должна сойти со стапелей в 2019 году.
Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, «Казань» вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» лодка способна нести и более мощные П-800 «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Возможность комбинировать заряд пусковых установок делает «Казань» по-настоящему универсальной.
Валерий ЕЛМАНОВ.