Доктору Сэмюэлю Тишерману из Университета Мэриленда (США) удалось ввести пациента в состояние анабиоза.
Он пояснил, что многие люди попадают в их медцентр из-за тяжелых ранений с потерей половины объема крови, остановкой сердца и почти нулевыми шансами на выживание. На таких пациентов и опробовали метод экстренной консервацией и реанимацией (ЭПР).
Их тела быстро охлаждали до 10–15 градусов Цельсия, меняя кровь в сосудах на физраствор почти нулевой температуры. Затем оперировали, нагревали и запускали сердце. Во время ЭПР пациенты практически «умирали», то есть их мозговая деятельность почти прекращалась. В таком состоянии клеткам почти не нужен кислород.
Дальнейшее исследование Тишермана будет заключаться в том, что состояние и выживаемость 10 пациентов, к которым применят ЭПР сравнят с таким же количеством людей, которые его не получат. Его уже одобрили в Управлении США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов.
В то же время медик признался, что пока не знает, какое время в анабиозе является безопасным для людей. Когда клетки нагреваются, они могут получить специфические повреждения из-за возникающих химических реакций. Чем дольше они испытывают дефицит кислорода, тем больше затем травмируются. Тишерман не исключил, что решить проблему поможет введение в ткани различных веществ, способных продлить срок нахождения в анабиозе. Медик надеется, что в 2020 году сможет объявить результаты эксперимента.
Корреспондент нашего сайта заинтересовался подробностями. Как пояснил профессор и заместитель директора университетской клиники МГУ имени Ломоносова Симон Мацкеплишвили, схожая технология — гипотермия, существует довольно давно и используется в медицине разных стран. Отличие лишь в том, что тела пациентов охлаждают не изнутри, а снаружи, помещая пациентов на специальную подставку.
«Сегодня его используют при инсультах, остановке сердца. Человека помещают на спецподставку, которая резко снижает температуру тела. Американские коллеги понизили температуру изнутри, заменив оставшуюся кровь почти ледяным физраствором», — пояснил врач.
Теоретически, пояснил Мацкеплишвили, выживаемость пациентов при использовании нового метода должна быть хорошей. Но за несколько минут замены крови физраствором повреждения будут в любом случае. Ведь он не способен нести кислород, поэтому не успевшие замерзнуть клетки пострадают. Однако дать точный прогноз, что человек очнется полноценным, и как анабиоз скажется на его здоровье в будущем, пока невозможно.
Впрочем, по мнению Мацкеплишвили, уже сегодня технология может пригодиться в экстренной медицине. Причем для спасения любой категории умирающих пациентов с массивной кровопотерей. В том числе пожилых людей, беременных или детей. Когда речь идет о спасении жизни, о противопоказаниях говорить не приходится.
Пока американский метод пока можно применять только при тяжелых ранениях с крупными кровопотерями. Но в будущем, после его обкатки, в анабиоз можно будет помещать неизлечимых пациентов и ждать, пока ученые не изобретут лекарство от болезни. Помимо медицины, другими сферами применения анабиоза, считает Мацкеплишвили, может стать космонавтика. «Заморозка» людей, скорее всего, пригодится для путешествий в далекий космос. Но говорить об том еще очень рано.
Эксперименты по изучению влияния охлаждения на живые организмы проводились в СССР и России. В частности, крупная лаборатория есть в Новосибирском НИИ патологии кровообращения имени Мешалкина. Там с советских времен оперировали огромное количество пациентов почти в состоянии анабиоза, в том числе маленьких детей. Подавляющее большинство хирургических операций проходило успешно.
Валентина СЕРГЕЕВА.