Прокуратуры России и США совместно раскрыли деятельность преступной сети по усыновлению детей из России, Украины, Казахстана и других стран. Компания «Юнона» была посредником при усыновлении Алёши Гейко, впоследствии избитого до смерти его приёмной матерью Ирмой Павлис.
Генеральная прокуратура России в сотрудничестве с американскими правоохранительными органами пресекла незаконную деятельность крупной международной преступной группы, которая занималась торговлей детьми. По данным следствия, за крупные суммы преступники передали будущим усыновителям информацию о десятках детей из России.
Как говорится в заявлении Генпрокуратуры от имени заместителя прокурора Сергея Фридинского, организацию «Юнона» создали в Калифорнии граждане России и США. В течение нескольких лет эта компания, «пользуясь несовершенством законодательства», собирала конфиденциальную информацию о детях в России, Украине, Казахстане, Гватемале и ряде других стран, а затем перепродавала её агентствам по усыновлению или непосредственно будущим усыновителям. «- В разных странах на "Юнону" работали так называемые координаторы, а фактически посредники, которые в детских учреждениях и в других органах за взятки незаконно добывали эту информацию», – сообщил Фридинский.
«- Стоимость колебалась от $10 тыс. до $20 тыс. за каждого ребёнка», – сообщили в Генпрокуратуре.
Сейчас офисы организации в Калифорнии и несколько компаний-близнецов, работавших в разных штатах США, закрыты. «В ходе обысков в филиалах "Юноны" изъято значительное количество информации на электронных носителях о проводимых в течение ряда лет операциях», – говорится в заявлении прокуратуры.
В начале года стало известно, что американская прокуратура возбудила дело по гражданскому иску против владельца фирмы Ивана Жердева. Несколько обманутых клиентов «Юноны» пожаловались в правоохранительные органы США, что, заплатив деньги, так и не смогли усыновить ребенка. Иногда они приезжали в страну своего будущего отпрыска, потратив тысячи долларов только на дорогу, и не находили ребенка, или же оказывалось, что усыновление этого ребенка невозможно. «Юнона» деньги возвращать отказывалась. На форумах по усыновлению об этой компании можно найти множество отрицательных отзывов от обманутых родителей. «Мы и мой муж обратились в это агентство. Посмотрели на фотографию маленькой девочки на сайте, она нам понравилась, и мы заплатили $7,5 тыс., чтобы "зарезервировать" её. Когда я подала документы на разрешение на усыновление, мне отказали, потому что я пользовалась услугами компании-посредника. Я спросила, почему, и мне сказали, что они не имеют лицензии на территории штата, в котором работают, и вообще их деятельность "сомнительна". Кроме того, она пояснила, что такие компании делают на этих бедных детях огромные деньги. Я позвонила в компанию-посредник и попросила объяснить, в чём дело. Они очень разозлились, накричали на моего мужа и сказали, что я не могу получить свои деньги обратно. Вернуть их мы пытаемся уже семь месяцев», – рассказала одна из клиенток компании.
Сейчас власти США добиваются от Жердева и его сотрудников Ника Симса и Алекса Николенко возвращения более $1,5 млн.
Жердев предположительно бежал в Россию, где, как опасаются американские власти, он может открыть аналогичную компанию под новым названием. Симс утверждает, что уволился в ноябре и потому не имеет отношения к мошенничествам. Местонахождение Николенко властям неизвестно.
Кстати, именно Жердев и его компания стали посредниками при усыновлении в 2003 году американской семьей Алексея Гейко, мальчика из Краснодарского края, погибшего вскоре от рук приёмной матери Ирмы Павлис.
На суде по делу об убийстве мальчика (в мае Павлис приговорили к 12 годам тюремного заключения) имя Жердева, как посредника при «независимом» усыновлении Гейко, прозвучало. Тогда прокуратура Краснодарского края проверила законность усыновления Алёши и формальных нарушений не обнаружила. В то же время американские СМИ сообщали, что супруги Павлис обратились к посреднику после того, как не прошли психологическое собеседование в одном из агентств по усыновлению.
Сейчас, как сообщается на сайте Генпрокуратуры, в Краснодарском крае возбуждено несколько уголовных дел, проведены обыски и произведено несколько арестов. Однако комментировать эту информацию в Генеральной прокуратуре отказались, пояснив, что следствие всё ещё продолжается.
Анастасия Макряшина, «Газета.Ru»