Старинная русская поговорка гласит: от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Наши тюрьмы страшны не только изоляцией и принудительными работами, но и нечеловеческими условиями существования. Проблема эта, однако, волнует лишь родственников заключенных и правозащитников.
Главная проблема - переполненность камер. Закоренелые уголовники соседствуют с теми, кто совершил не столь уж страшное правонарушение.
Как разгрузить наши тюрьмы? Надо ли это делать и за счет чего?
Интересной мне показалась позиция вице-спикера Государственной думы, лидера либерал-демократов Владимира Жириновского. На протяжении нескольких лет он предлагает провести амнистию, прежде всего - амнистию экономическую: “Частичную амнистию можно было приурочить к победе Путина на президентских выборах. Ведь сотни тысяч наших граждан сегодня находятся в заключении за мелкие проступки по 3-5 лет, это слишком много. Но мы не находим поддержки у других депутатов.
Амнистия необходима не только из соображений гуманизма, главная цель - укрепление страны. Миграционная амнистия - тем, кто уже въехал в Россию, выдать паспорта, пусть живут и работают, а в дальнейшем - следить за соблюдением миграционного законодательства, охранять границы, не допускать нелегалов.
Экономическая амнистия: не расследовать то, что происходило до такой-то даты такого-то года. Речь, конечно, не идет о грабежах-убийствах, это уже уголовные дела, но на прошлые чисто экономические преступления, к примеру, уклонение от налогов, можно объявить амнистию. Но! Главное условие - пусть эти деньги вкладывают в нашу экономику. Ведь для чего амнистия? Не для того, чтобы властям выглядеть такими добренькими, а чтобы “амнистированные деньги” работали на страну. И деньги, и люди пусть работают на страну. А в тюрьмах оставить только уголовников”.
Амнистия позволит начать жить “с белого листа”. Шаг непростой - и не только для власти, но и для простых людей, считающих, что в результате реформ они оказались и без собственности, и без поддержки государства.
Но такой шаг может объединить нацию - для настоящих и будущих побед. И, разумеется, впредь законодательство, в том числе и экономическое, должно соблюдаться очень строго. Амнистия - это прощение под обязательство вкладывать деньги в родную страну, а не вседозволенность. Это попытка упорядочить существующие взаимоотношения, чтобы бизнесмен не зависел от смены власти или от смены настроения власти.
Владимир Вольфович согласился с этими доводами: “Конечно, нужен контроль, эти деньги должны работать в стране. И впредь все должны соблюдать наше законодательство, иначе понесут наказание. Власть должна осуществлять две меры: постоянный контроль и инвентаризация ресурсов, материальных богатств. Ведь у нас, к примеру, что делают с лесом сегодня? Поджигают специально, потому что горелый лес стоит копейки. Стволы-то остаются целыми, продают реально хороший лес, якобы за копейки - в год мы теряем на этом свыше 2 млрд. долларов! Контроля нет, лесников нет, нет и пожарного надзора. Сходные ситуации и в других отраслях.
Фракция либерал-демократов предложила всеобщую экономическую амнистию еще 30 июня 1997 года: провести законом под гарантии президента, правительства и Госдумы. 8 лет прошло - сколько денег уже могло бы вернуться в нашу страну и работать на благо российской экономики!”
Виктор Никитин.