Фундамент из филькиных грамот
Субсидии планировалось использовать на строительство энергосберегающих котельных установок и насосных теплостанций для бюджетной сферы и муниципального жилья. Это часть программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике. Дирекцию по ее реализации возглавлял министр В. Ковалев, генеральным подрядчиком на конкурсной основе стала ЭСКО. А заказчиками тепловых объектов выступали районные администрации. Строительство ожидалось в селе Бичурино Мариинско-Посадского района, в селах Гарт и Никулино Порецкого района, в деревне Новые Тренькасы Чебоксарского района, в заволжских поселках Северный и Сосновка. И объекты очень быстро засветились в документах как построенные. Деньги без задержек перетекали со счета министерства в «карман» генерального подрядчика. А потом выяснилось, что объекты в завершенном виде существуют только на бумаге…
Как установит следствие, а позже и суд, для получения субсидий руководство генподрядчика использовало фиктивные документы о якобы закупленном оборудовании и выполненных работах на объектах. Полученные же средства тратились «по усмотрению», в частности, на содержание офиса и на зарплату начальству, руководителям проектов и менеджерам, которые по указке «сверху» фабриковали фиктивные документы. А также таяли в недрах компании «иным путем». Позавчера Ленинский районный суд Чебоксар под председательством Г. Трыновой вынес приговор. Обвинитель был не строг
Бывший финансовый директор ЭСКО А. Белов получил по «котельному» делу реальный срок еще в прошлом году – за мошенничество и причинение крупного ущерба своему предприятию. Доказано, что он имел причастность не только к изготовлению липовых документов, но и к хищению государственных средств путем их перечисления на счета мнимых поставщиков оборудования. 32-летнего финансиста тогда приговорили к 5 годам реального лишения свободы с возмещением ущерба ЭСКО, которой пришлось за счет своих средств выполнять обязательства по государственным контрактам. На этот раз его судили за махинации с объектом в Сосновке, вскрывшиеся позже. И уже по новой статье – за злоупотребление полномочиями, использование управленческих функций в коммерческой организации вопреки ее интересам и интересам государства, «с целью преимуществ и выгод для себя и других», повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). И назначенный Белову общий срок отсидки в колонии общего режима «потяжелел» на один месяц.
Тот же состав преступления по указанной статье вменен и бывшему директору ЭСКО И. Максимчуку. Судом доказано, что он был не только в курсе рождения фиктивных документов о выполненных работах с целью досрочного получения денег из министерства, но и вполне осознанно подписывал их, принимал самое активное участие в продвижении «липы» по инстанциям, вместе с Беловым «давил» на подчиненных, вынуждая их вносить в документы недостоверные сведения. Суд не согласился с государственным обвинителем, который просил назначить Максимчуку 5 лет условного лишения свободы. Фемида оказалась гораздо строже прокуратуры, что бывает весьма редко. И сразу же после вынесения приговора бывшего генерального директора ЭСКО приковали наручниками к бывшему финансовому директору. Ему назначено наказание в виде 3,6 года лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. Смягчило приговор добровольное возмещение подсудимым ущерба, причиненного по одному из «тепловых» эпизодов. Впрочем, у Максимчука есть время и его обжаловать, ведь он вины за собой не чувствует. Равно как и Белов.
Бывший министр энергетики и ЖКХ В. Ковалев тоже признан виновным в том, что произошло. Его действия квалифицированы как халатность, но уголовное дело в отношении бывшего министра прекращено за давностью его привлечения к уголовной ответственности. Тут позиции суда и государственного обвинителя совпали. Когда отвечать некому
При вынесении приговора суд не единожды подчеркивал серьезные последствия действий Максимчука и Белова «при халатности Ковалева». Допущено нецелевое использование без малого 18 миллионов рублей из бюджетов разных уровней, сорваны оговоренные в госконтрактах сроки ввода социально значимых для республики объектов, а два «проплаченных» так и остались на бумаге. Предприятие дискредитировано как надежный партнер, брошена тень на авторитет государственной власти.
«Котельное» дело действительно выявило серьезную проблему – есть фиктивные документы, нецелевое использование (и даже хищение) бюджетных денег, а виновных нет. Не по приговору, а по совести и должностным обязанностям. В ходе судебного разбирательства ни один из чиновников не взял на себя ответственность за происшедшее. Оказывается, все участники реализации госконтрактов или заблуждались, или чрезмерно доверяли друг другу. Министр – своим заместителям, которые непосредственно занимались проектами, те – генеральному подрядчику, Максимчук полностью полагался на своих специалистов, поскольку, с его слов, мало смыслил в финансах, экономике и энергосбережении. Финансовый директор переводил стрелки на первого руководителя. Нашли оправдание и заказчики тепловых объектов (администрации), подписывавшие липовые бумаги о сдаче объектов, – генподрядчик «наседал», мол, начнем строить только после получения бюджетных денег, потому как своих оборотных средств не хватает.
Не мудрено, что при таком круговом заблуждении (или безответственности?) бюджетные миллионы оказались без присмотра. И если принять во внимание недоработки каждого конкретного чиновника из больших и мелких клерков, то суды “утонут” в уголовных делах. Глядишь, и дворник окажется причастным к этой истории – пошли ответственные чиновники на объекты проверить их готовность, да не дошли – поскользнулись на обледенелых ступеньках...