Их было четверо, решившихся на преступную авантюру. Олега Бахтина, Александра Васильева, Юрия и Александра Ивановых свела вместе страсть к игровым автоматам. В одном из чебоксарских салонов познакомились и даже подружились. Бахтин выручал, когда игра манила, а денег не было, и с возвратом долгов не торопил. Но однажды попросил расплатиться за услугу. Собрал друзей и предложил вывести из строя пассажирские автобусы междугородного сообщения, принадлежащие двум предпринимателям и припаркованные на территории пожарной части № 5. Указал отличительные знаки (на каждом автобусе – логотипы туристической фирмы “Якорь”). В случае успешного завершения дела обещал денежное вознаграждение и списание долгов Юрию Иванову и Васильеву.
Вначале в планах было только разбить дорогостоящие лобовые стекла, затем от Бахтина поступило предложение поджечь автобусы. Но Александр Иванов оказался еще предприимчивее. Именно он подал идею взорвать автобусы, а взрывные устройства он-де изготовит сам. И вскоре смастерил их, как установят специалисты, по типу радиоуправляемой мины. Приблизительная их мощность - 0,4-0,6 килограмма в тротиловом эквиваленте. До этого, как рассказал один из свидетелей по делу, Александр спрашивал у него, как боевики в Чечне взрывают фугасы и может ли он подключить провода взрывного устройства к мобильному телефону или пейджеру. Обещал за помощь тысячу рублей. Но давний знакомый ответил, что в таких устройствах не разбирается. Время показало: А. Иванов тоже сильно преувеличил перед друзьями свои познания во взрывной технике.
Изготовленные взрывные устройства он хранил в подвале новочебоксарского здания, где работал. Потом Васильев перевез их в свою квартиру. А когда пробил час, подельники доставили взрывчатку к трехметровому бетонному ограждению пожарной части. Заранее сколоченная деревянная лестница была спрятана поблизости в лесопосадке. Бахтин, поднявшись по ней, сам перерезал кусачками колючую проволоку на ограждении. Но перелезть через него и подложить взрывные устройства под автобусы так и не удалось. Одна из самоделок, начиненная взрывной смесью, болтами и гайками, самопроизвольно сработала, когда Иванов приводил ее в готовность. Мощный взрыв имел трагические последствия. Создатель кустарной мины от полученных тяжелейших ранений скончался на месте. Организатор преступной акции Бахтин умер в больнице. Васильев тоже получил тяжелые травмы. И лишь Юрий Иванов, оказавшийся дальше всех от взрывных устройств, не имел ни одной царапины. С места происшествия он скрылся.
Судом установлено: соучастники задуманного преступления действовали согласованно, у каждого была своя роль, расписанная Бахтиным. Чебоксарцы 36-летний Ю. Иванов и 40-летний А. Васильев обвинялись в покушении на преступление, направленное на умышленное повреждение чужого имущества. А Васильев, кроме того, в незаконной перевозке и хранении взрывных устройств. Суд приговорил его к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы. Ю. Иванова – к 3-летнему условному сроку, учтено, что он один воспитывает малолетнего сына, способствовал раскрытию преступления и прежде не был замечен в противоправных деяниях.
После суда есть над чем поразмышлять. К примеру, сам ли Бахтин додумался до преступной авантюры или ему подсказали идею? Владельцы автобусов даже никогда не слышали о Бахтине. О том, что именно он был инициатором подрыва их коммерческой деятельности с целью дальнейшего вымогательства денег, узнали только в ходе следствия. Со слов осужденных, от Олега они слышали и про другую цель – устранить конкурентов. Но сам он пассажирскими перевозками не занимался.
А вот его давний знакомый (назовем его Семеном) работал водителем в одной из фирм при “Чувашавтотрансе”. Возил пассажиров по маршрутам Москва и Санкт-Петербург. На этих же маршрутах выполняли рейсы автобусы с логотипами туристической компании “Якорь”. Поскольку они комфортабельные, большинство пассажиров предпочитало ездить на них. Это не нравилось другим водителям, они теряли выручку. Как-то Семен при Бахтине (который был должен ему деньги и все никак не отдавал), на стоянке обсуждал с коллегами дороговизну лобовых стекол таких автобусов. Он же вслух пояснил, что одно новое стекло стоит примерно около 1000 долларов США. А потом указал Олегу на автобусы с логотипом “Якорь” и сказал: “Это наши конкуренты”. После чего Бахтин тут же предложил наказать их. Водитель “ради интереса” спросил, как же он это сделает. “Попозже скажу”, - ответил должник.
Они встречались еще несколько раз, Семен требовал вернуть долг, так как собирался купить машину. Бахтин предложил: он с товарищами разобьет лобовые стекла на автобусах конкурентов, а расчет за услугу такой – Семен прощает долг и выделяет на нужды исполнителей 1000 долларов. Водитель, которому не нравились конкуренты, ответил: “Ты сначала сделай, а потом посмотрим”. В суде утверждал: сказал эти слова, чтобы только отмахнуться от Олега, потому как не воспринял разговор всерьез. Был уверен, что Бахтин ничего делать не будет и “соответственно ничего конкретного ему не обещал”, о дальнейших планах Олега не знал, заданий ему на повреждение автобусов не давал.
Так ли это, никто, кроме самого Семена, не знает. Возможно, Бахтин решил самостоятельно “доить” предпринимателей, устроив себе и друзьям безбедную жизнь. И с Семеном бы расплатился. Но стоило ли ради этого ставить на кон свою жизнь, которую теперь не вернуть ни за какие “бабки”?