Когда речь заходит о лесном комплексе региона, официальные лица говорят, что в этой сфере царит полнейший беспредел, что там необходимо срочно наводить порядок, но говорить на эту тему подробнее обычно отказываются. Лес между тем продолжают вырубать и разворовывать. Только по официальной статистике в последние три года ежегодно незаконно вырубается по 22 тысячи кубометров леса. Сумма ущерба – более 70 миллионов рублей. Реальные же размеры потерь больше в несколько раз.
Лесной ресурс области оказался сейчас под перекрестным огнем различных и часто незаконных интересов. Что лесной комплекс может приносить большие прибыли, подтверждается тем, какая война за него развернулась в настоящее время. Практически она уже приняла открытый характер. По информации Николая Пиржанова, возглавляющего комиссию по борьбе с коррупцией в лесном хозяйстве в структуре минпрома области, отслеживать и пресекать нарушения стало очень трудно, так как работа организаций, обязанных заботиться об охране леса, идет по принципу «не сдавать своих и не выносить сор из избы».
Так, например, были выявлены нарушения в Балахнинском лесхозе – под видом санитарной рубки вырублен хороший лес. Комиссией выявлен переруб на 43 процента (116 кубометров). Соответственно было возбуждено уголовное дело по факту незаконных порубок. Два месяца шло следствие, а 1 июля оно было приостановлено из-за неустановления виновных лиц – лесхоз заявил, что там действовало какое-то третье лицо. Потом жительницей Балахнинского района была написана жалоба прокурору. Тот рассмотрел и направил материалы на дополнительную проверку. Но 4 октября дело повторно приостановлено «на основании противоречивых показаний комиссии»: Федеральное агентство лесного хозяйства по Нижегородской области заявляет, что нет нарушений и все в рамках закона, комиссия при областном минпроме, что есть.
Из Законодательного Собрания Нижегородской области в Нижегородскую природоохранную прокуратуру, а оттуда в УБЭП ГУВД и затем в в Чкаловский РОВД поступил материал о нарушениях лесного законодательства в Чкаловском лесничестве Городецкого лесхоза. Было возбуждено уголовное дело по фактам незаконной порубки, но для дальнейшей работы необходимо было составить официальные протоколы о лесонарушениях. Однако лесничий Чкаловского лесхоза отказался предоставить запрашиваемые у него документы. В результате работа комиссии была сорвана, а Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Нижегородской области (теперь реорганизовано в региональный филиал Федерального агентства лесного хозяйства) потребовало, чтобы директор департамента лесного комплекса запретил комиссии запрашивать информацию.
Беспредел, который сейчас творится в нижегородском лесном комплексе, исчисляется в миллионах рублей и тысячах кубометрах древесины. «Мы пишем во многие инстанции, писали министру природных ресурсов России, полпреду Сергею Кириенко, - сообщил Николай Пиржанов. - Но до них эта информация не доходит. Лесхозы рубят вместо сухостоя, кривых, больных, пораженных пород лучшую древесину. Но этого никто не проверяет. Мы пытаемся, но нас не пускают. У меня, как у специалиста, есть опасения, что лет через 10-15 останется очень некачественный лесосечный фонд».
Главный лейтмотив того, что происходит в лесном хозяйстве региона, - безнаказанность. Многие работники лесхозов напрямую связаны с бизнесменами и на «взаимовыгодных» условиях отпускают им лес. По информации УБЭП ГУВД Нижегородской области, только за прошлый год возбуждено 17 уголовных дел за злоупотребление в лесном хозяйстве, из них восемь – за коррупцию. Но это лишь вершина айсберга.
В разрабатываемый сейчас Лесной кодекс, который должен вступить в силу с 1 января 2005 года, не имеет никаких положений, касающихся решения этой проблемы. Сейчас, правда, некоторые пункты пересматриваются. А пока в новом законе записано, что субъекты Федерации лишены всех полномочий для осуществления государственного контроля за состоянием лесов.
Татьяна РУСИНОВА.