(к 280-летию со дня гибели)
Сегодня Греческая и Русская Православные Церкви отмечают день памяти Иоанна Русского или Иоанниса Россоса, как с благоговением называют его все греки от мала до велика. Это единственный подвижник, получивший в прозвании имя целого народа.
Он принял мученическую смерть за Христа в 1730 году, то есть целых двести восемьдесят лет назад, но память о нем и его чудотворные мощи, находящиеся на острове Эвбея, чтит вся Эллада. О нем изданы десятки, даже сотни книг, к нему стекаются тысячи и тысячи паломников, а на Эвбее, переделав известную поговорку, говорят: «Все дороги ведут к святому Иоанну Русскому».
Правда, почитать его столь широко стали не сразу, а только с 20-х годов ХХ века, когда в Грецию переселились малоазиатские греки, спасаясь от последствий разрушительной войны, и принесли с собой свои святыни. Так Иван Русский стал одним из наиболее почитаемых святых Греции. Ежегодно 26 мая сюда приходят десятки тысяч человек, чтобы поклониться святому Ивану Русскому.
Он был простым солдатом армии Петра Великого, попавший в турецкий плен, проведший там 13 лет и, несмотря на долгие истязания, отказавшийся принять ислам. Везет, что и говорить, русским парням на фанатически преданные мусульманской вере народы. Только тогда это была Турция, а на рубеже XX–XXI веков — Чечня, но разница лишь в названии стран, с которыми воевала Россия, а все остальное точь-в-точь…
Что о нем известно? Немного. Родился Иван на Украине (тогда она была частью единого Российского государства) в 1690 году. Будучи юношей в 1711 году он был рекрутирован в солдаты. После многих сражений, в которых проявил мужество и отвагу, Иван попал под Азовом в плен к туркам и был переправлен в Константинополь. Из Царьграда его отвезли в городок Прокопио близ Кесарии Капподокийской в Малой Азии, и он оказался в подчинении у некоего Аги, содержавшего лагерь янычаров.
В плену от Ивана потребовали отречься от православной веры, в которой он был воспитан. Иван, хоть и не отказывался работать у Аги, в вере своей был тверд, и ислам принять не соглашался.
Турецкий вельможа, по характеру очень похожий на рядового чеченского бандита, не привык, чтобы ему отказывали, и велел подвергнуть Ивана всевозможным пыткам. Несчастного били толстой деревянной палкой, пинали ногами, душили, жгли раскаленным железом. Тот терпел побои и унижения, но своих убеждений не оставлял, чем вызвал невольное уважение и у тех, кто его пытал.
В наше время нравы у бандитов более мерзкие и такие чувства, как уважение к врагу, духи, как их называют наши солдаты, давно не испытывают.
Мучения продолжались много дней. На ночь турки бросали солдата в хлев, где он спал вместе с животными. Как видно даже из этого, жители Блистательной Порты были гораздо большими гуманистами, нежели нынешние обитатели предгорий Северного Кавказа. Для русских солдат, попавших в плен десять лет назад, такой хлев показался бы роскошью, который им навряд ли предоставляли бородатые гуманисты.
После нечеловеческих пыток Иван страстно молился и еще больше укреплялся в православной вере. Турки и все многонациональное население тогдашнего Прокопио были поражены силой веры и мужеством русского солдата. Постепенно слух о необычном узнике распространился по всем окрестным селениям, где жило немало православных греков, жестоко притесняемых турками. Наконец, непокорным заинтересовался и сам турецкий паша.
Удивившись столь загадочному упорству пленного, он приказал продолжать пытки непокорного. На протяжении многих лет пленник жил в хлеву вместе со скотом и выносил голод и истязания. 27 мая 1730 года в возрасте примерно сорока лет Иван Русский скончался.
Местные христиане выпросили у турок тело Ивана и похоронили его. По тамошнему обычаю, через три года они открыли могилу, чтобы перезахоронить кости, и были поражены: тело покойного не было тронуто тлением.
Однажды, в момент внутреннего кризиса в Оттоманской империи, посланный султаном паша решил наказать бунтующих христиан и приказал сжечь мощи Ивана Русского. По его приказу янычары бросили останки солдата в костер. Когда турки ушли, местные жители кинулись разгребать тлеющие угли. Но тело праведника не было повреждено и лишь почернело от огня, а слава святого еще больше упрочилась.
Разумеется, многое из этого рассказа, особенно, что касается мощей — явное преувеличение или вовсе выдумка. Впрочем, житие любого святого — это легенда, а легенде, как всякой героико-романтической сказке, положено привирать и здорово привирать, иначе выйдет сухо, буднично и пресно.
Но в главном, думается, она не солгала, оставив суть неизменной — проклятые турки (или духи) долго мучили русского человека, но как бы они ни злобствовали, он все равно оказался сильнее их духом и не сдался. А в конечном итоге все стало так, как хотел он, а не они — умер Иван христианином.