Маленькие тайны большого метро

Лига-пресс, (14:43) 13 мая 2005 г.

Маленькие тайны большого метро

             Москва ждала метро с 1870-х годов.

             Именно тогда появился первый проект. Не в Санкт-Петербурге же, ей-богу, метро строить?!

             Болото сплошное. А строить пора: в Лондоне подземка появилась в 1863 году, в Нью-Йорке строительство началось в 1872-м.

             15 мая 1902 года инженеры Кнорре и Балинский подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». По их проекту московский метрополитен должен был иметь две кольцевые линии, два диаметра, несколько радиусов и проходить большей частью по эстакадам и тоннелям. Но власти идею отвергли. 

              В следующий раз о метро вспомнили в 1913 году. Проектов было несколько. Все основывались на идее пропускать обычные пригородные поезда через центр города. Пока думали, какой выбрать, началась первая мировая война.

              Так что подземку в Москве построили только при Сталине. Когда после промышленного скачка первой пятилетки Москву окончательно настиг транспортный кризис.

              Пуск первой очереди (от «Парка культуры» до «Сокольников») состоялся 15 мая 1935 года. 

              Первые вагоны ходили 40 лет.

              По первой очереди московского метро побежали вагоны типа «А/Б», которые начали выпускать с 1934 года. Эти вагончики служили пассажирам подземки аж до 1975 года.

              Самая легкомысленная станция «Охотный ряд». Она четыре раза меняла название: с 1935 года - «Охотный ряд», с 1955 года - «Им. Л. М. Кагановича», с 1957 года - «Охотный ряд», с 1961 года - «Проспект Маркса» и с 1990 года - «Охотный ряд».

              Самая крутая станция.

               «Кутузовская». Сразу за ней, в направлении станции «Фили», пути уходят под пути Малого кольца Московской железной дороги. Иногда поезда, идущие в сторону центра, после снятия тормозов перед отправлением проезжают на «Кутузовской» несколько метров назад.

               Исключительно из-за крутого наклона и собственного немалого веса.

               Самая кривая станция.

               «Александровский сад». Вообще-то московское метро - прямее некуда. Это на Западе с его частной собственностью на земельные участки строителям порой приходилось строить подземку «змеей». А вот «Александровский сад» угораздило. Радиус кривизны путей таков, что из кабины машиниста не видать хвоста поезда, а потому при отправлении каждого дежурная всегда выходит на середину платформы, дабы присмотреть за хвостовой частью поезда. И только с её разрешения машинист имеет право тронуться. Говорят, эта кривизна объясняется близостью Кремля, под стенами которого таятся секретные объекты. Но всё объясняется проще: в период строительства рядом проходил канализационный коллектор. Вот его и обошли, дабы нечистоты вдруг не хлынули в тоннель.

                Самая курьёзная станция.

                «Физтех». Точнее, эта станция - вообще мифическая. В середине 90-х годов прошлого века студенты Московского физико-технического института, расположенного в Долгопрудном, вконец истосковались по метро. И за один вечер на большей части схем в вагонах составов Серпуховско-Тимирязевской линии наклеили выше «Алтуфьево» специально изготовленные полоски бумаги с продолжением линии и станцией «Физтех». Самое забавное, что на некоторых схемах в карманных записных книжках «Физтех» появился как «строящаяся станция».

                На этой же линии, а также на Кольцевой в 90-х же годах можно было попасть в вагон, где привычные надписи «Не прислоняться» и «Уступайте местаѕ» были сделаны по-армянски. Дело в том, что тогда в московский метрополитен, где открылись новые линии, передали часть вагонов из ереванского метро.

                Самые загадочные станции.

                «Измайловский парк» и «Полежаевская». Там по три пути, хотя используются только два. В Измайлове планировали построить гигантский стадион имени Сталина и ожидали огромный приток народа. Так и не построили.

                Средний путь на «Полежаевской» объясняется проще - в свое время с этой станции планировали начать ветку метро в Серебряный бор. 

                 В Битцевском парке, практически в чаще, стоит заброшенным второй вход на одноименную станцию. Красивый павильон с флюгером на верхушке. В 80-е годы прошлого века в Битцу хотели перенести Московский зоопарк. Но местные жители возроптали. А в парке второй вход на станцию никому не нужен.

                Эскалатор - враг нравственности.

                «Лестницы-чудесницы» встретили пассажиров сразу же при открытии первой очереди метро. Чудо подземной техники привлекало множество людей. Но вскоре эбонитовые ступени первых эскалаторов пришлось заменить. Этот материал моментально наэлектризовывал модные тогда синтетические платьица первых пассажирок. Подолы откровенно вздымались к радости и смущению сильной половины пассажиров.

                Первые пассажиры ходили по картонкам.

                В 1935 году для оплаты проезда москвичи использовали картонный билетик для одной поездки. Стоил он 50 копеек. Билет действовал лишь 35 минут после того, как вахтер при входе на станцию ставил на нем специальный штамп. В октябре 1935 года на станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») испытали первые модели турникетов. Но окончательно эти автоматические системы контроля пришли в метро в 1952 году, когда первый турникет появился на станции «Красные ворота».

                Перед пассажирами в метро вошли милиционеры.

                Роскошные советские подземные дворцы непременно должны были охранять специально подготовленные стражи порядка. «Милиция глубокого залегания» начала службу на четыре дня раньше самого метро. 11 мая 1935 года приказом НКВД функции охраны были поручены Отдельному дивизиону по охране метрополитена. Под охраной этого подразделения находилось 13 станций. И на платформах пассажиров тогда встречали милиционеры в праздничных белых перчатках.

                "Комсомольская правда"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

11 ноября 2024 г. :: Технологии

В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников

В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.

07 ноября 2024 г. :: Транспорт

В России выбрали лучшие автомобили года

В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.

31 октября 2024 г. :: Транспорт

XCite представил кроссовер X-Cross 8

Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.

29 октября 2024 г. :: Медицина

Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга

Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.

28 октября 2024 г. :: Технологии

В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи

Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.

22 октября 2024 г. :: Происшествия

4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области

По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.

12 октября 2024 г. :: Культура

Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве

Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.

12 октября 2024 г. :: Происшествия

Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции

В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.

12 октября 2024 г. :: Экономика

Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде

Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.

03 октября 2024 г. :: В мире

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости