35 лет назад, 30 апреля 1975 года, завершилось «Весеннее наступление» — последняя и самая крупная наземная кампания Вьетнамской войны, проводившаяся силами северовьетнамской армии в марте—апреле 1975 года. Состояла она из трёх наступательных операций: Тэйнгуенской, Хюэ-Данангской и «Хо Ши Мина». В ходе этих операций северовьетнамская армия нанесла серию тяжёлых поражений южновьетнамской армии и заняла большую часть территории Южного Вьетнама, включая Сайгон, что стало завершением Вьетнамской войны. В первых числах апреля северовьетнамская армия ликвидировала очаги сопротивления, остававшиеся в прибрежных районах II корпуса.
Под контролем южновьетнамского правительства всё ещё оставался юг страны — III и IV корпуса. Однако было очевидно, что основное сражение теперь развернётся за Сайгон.
Состав и вооружение северовьетнамской армии перед штурмом Сайгона хорошо отражали изменение характера Вьетнамской войны с конца 1960-х годов. В период до Тетского наступления 1968 года боевые действия велись в основном с использованием партизанской тактики, причём основную роль в них играли войска Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (известного как Вьетконг). В крупнейших сражениях этого периода (в Йа-Дранге и при Дак-То) с каждой стороны участвовали силы, эквивалентные дивизии. В апреле 1975 года для взятия Сайгона северовьетнамским командованием были выделены четыре армейских корпуса, имевшие на вооружении бронетехнику и тяжёлую артиллерию, а немногочисленные войска НФОЮВ практически не играли никакой роли.
Финальная часть Весеннего наступления получила название «операция Хо Ши Мин». Её план предусматривал разгром южновьетнамских войск на дальних подступах к Сайгону, поскольку северовьетнамское руководство желало избежать разрушения города в ходе затяжных уличных боёв, как это произошло в ходе Тетского наступления. В самом городе заранее были намечены пять ключевых объектов, которые требовалось захватить. В период подготовки к наступлению ВНА нанесла удар по южновьетнамским войскам возле Суан-Лока. Захват этого города позволил бы создать угрозу Сайгону с востока, а затем перерезать дорогу № 4, по которой из дельты Меконга могли подойти южновьетнамские подкрепления. Битва за Суан-Лок началась 9 апреля и продолжалась около двух недель.
Она стала последним крупным сражением Вьетнамской войны и одной из самых героических страниц в истории южновьетнамской армии.
Оборонявшая город 18-я дивизия отразила все атаки наступавшего на неё северовьетнамского корпуса и оставила свои позиции лишь по приказу штаба III корпуса, организованно отойдя к Бьен-Хоа.
Операция «Хо Ши Мин» началась 26 апреля. К этому времени Нгуен Ван Тхиеу уже покинул президентский пост и улетел на Тайвань. 28 апреля части ВНА вышли к окраинам Сайгона. На следующий день США начали операцию «Частый ветер» — эвакуацию своего дипломатического персонала из Сайгона воздушным путём. Весь мир облетели телевизионные кадры, на которых вьетнамские беженцы отчаянно штурмовали американские вертолёты; сами вертолёты после посадки на корабли ВМС США в Южно-Китайском море сталкивались за борт, чтобы освободить место для других.
Боевых действий в самом Сайгоне почти не было. Около полудня 30 апреля северовьетнамский танк Т-54 (бортовой номер 843) протаранил ворота Дворца независимости (бывшей резиденции президентов Южного Вьетнама) и встал на лужайке перед ней. В тот же день во дворце состоялась церемония подписания капитуляции Южного Вьетнама.
Вьетнамская война закончилась. Всё Весеннее наступление 1975 года заняло 55 дней.
Потери сторон в ходе боевых действий неизвестны. Итог наступления и войны в целом подвёл полковник северовьетнамской армии Буй Тин, принимавший капитуляцию Южного Вьетнама: - Между вьетнамцами нет победителей и побеждённых. Лишь американцы были побеждены. С американской стороны итог подвёл полковник Гарри Саммерс, возглавлявший переговорную группу в составе Четырёхсторонней объединённой военной группы, созданной после подписания Парижского соглашения для поддержания дипломатических контактов между США и Северным Вьетнамом. За несколько дней до падения Сайгона он сказал в Ханое своему вьетнамскому коллеге-полковнику: - Вы знаете, что никогда не сумели победить нас на поле боя. Вьетнамец равнодушно ответил: - Возможно. Но это несущественно.