Вчера Германия широко отпраздновала 20-летний юбилей своего объединения, решающий вклад в которое в своё время внёс распавшийся позже Советский Союз. Хотя разница между западными и восточными землями Германии сохраняется до сих пор, её объединение резко изменило процесс евроинтеграции, превратив Берлин в реального лидера единой Европы.
Двадцать лет спустя
Вчера Германия в 20-й раз отпраздновала День единства, который отмечают в годовщину официальной ликвидации ГДР. Основная часть праздничных торжеств прошла в Бремене и продолжалась три дня — с 1 по 3 октября. Бремен, самая маленькая федеральная земля, был выбран потому, что по традиции День единства празднуется в той земле, которая в этом году председательствует в бундесрате (верхней палате парламента). На праздник в Бремен съехалось около полумиллиона участников.
В главных торжествах приняли участие канцлер Германии Ангела Меркель, президент Кристиан Вульф, а также зарубежные гости во главе с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном. Свои поздравления прислали многие мировые лидеры, в том числе президент России Дмитрий Медведев.
"Завершившийся 20 лет назад процесс объединения Германии, в который наша страна внесла ключевой вклад, имеет непреходящее историческое значение не только для немецкого народа, но и для всей Европы. Считаю, что уже тогда был заложен фундамент нынешнего российско-германского стратегического партнёрства",— говорится в поздравлении Медведева.
Кстати, роль Москвы в объединении Германии её власти увековечили и монументально: к юбилею в Берлине перед штаб-квартирой издательского дома Axel Springer открылся памятник французского скульптора Сержа Манжена "Отцам немецкого единства". На трёх каменных постаментах установлены бюсты канцлера ФРГ Гельмута Коля, президента СССР Михаила Горбачёва и президента США Джорджа Буша-старшего.
К празднику в центре Бремена построили городок, в котором разместились павильоны всех 16 федеральных земель Германии. В каждом из них всех желающих кормили местными блюдами, а главное — наливали пиво. С вечера пятницы и все выходные в разных частях города одновременно проходили концерты немецких рок-групп, музыкальный парад оркестров из всех федеральных земель и фестиваль уличных музыкантов. В результате Бремен больше стал напоминать Мюнхен, где сегодня завершится Октоберфест.
Безопасность во время праздника обеспечивали 3 тыс. полицейских. Власти города опасались повторения событий 1994 года, когда во время празднования (в тот год оно также проходило в Бремене) два дня шли уличные столкновения между полицейскими и хулиганами. Даже бременский суд первой инстанции приготовился к большому количеству работы. По словам представителя суда Эллен Бест, на выходных там работали одиннадцать судей, а не двое, как обычно. Однако, несмотря на обилие пива и зрелищ, праздник прошёл дисциплинированно.
Нет у объединения конца
Несмотря на то что объединение ФРГ и ГДР произошло 20 лет назад, фактически этот процесс продолжается до сих пор. Сорок лет запад и восток Германии развивались независимо друг от друга. И если на запад сначала пролился золотой дождь в результате реализации "плана Маршалла", а затем там быстро вырос один из бастионов европейского капитализма, то за железным занавесом в Восточной Германии было построено социалистическое государство с плановой экономикой.
Когда Берлинская стена пала и две Германии объединились, властям ФРГ предстал истинный масштаб проблем. Уровень безработицы в землях бывшей ГДР официально составлял 12 процентов, а неофициальные оценки (куда более верно отражавшие положение дел) доводили этот показатель до 40. Кстати, уровень безработицы в восточных землях до сих пор выше, чем в западных. На западе этот показатель, как правило, не превышает 8 процентов, на востоке он колеблется между 5 и 15.
В общей сложности на восстановление восточных земель за 20 лет было потрачено, по данным экспертов Берлинского свободного университета, около €2 трлн. Для того чтобы собрать эти деньги, в 1991 году в западных землях был введён специальный налог — "надбавка солидарности" (Soli). Ставка налога, который вычитается из доходов каждого работающего, составляет 5 с половиной процентов (в 1995-97 годах она и вовсе составляла 7 с половиной). Налог существует до сих пор, хотя большинство немцев уже высказываются за его ликвидацию. Так, в ходе опроса, проведённого для Stern, 71 процент немцев высказался за отмену Soli. Интересно, что даже в восточных землях противников этого налога больше, чем его сторонников: 45 процентов выступают за ликвидацию налога, а 44 хотят его сохранить.
На востоке Германии в результате объединения возникла и демографическая проблема.
После октября 1990 года люди из восточных земель, в первую очередь молодые и трудоспособные, начали мигрировать на запад, а население восточных земель уменьшилось на 1,7 млн. человек, или на 12 процентов, по сравнению с 1990 годом. В результате старение населения на востоке идет быстрее.
Многомиллиардные затраты на восстановление востока, несомненно, сыграли свою роль в росте госдолга Германии. Её государственная задолженность увеличивается постоянно, но особенно резкие скачки произошли сразу после объединения Германии. В первом полугодии госдолг достиг рекордной величины — €1,721 трлн. (около 73 процентов ВВП).
Однако вчера Германия символически расплатилась с долгами, оставшимися от Первой мировой войны. Был переведён последний транш в счёт погашения долгов, взятых на себя ещё Веймарской республикой для выплат репараций и восстановления экономики.
Впрочем, несмотря на все трудности, благодаря своему объединению Германия стала фактически лидером в Европе с точки зрения экономики и демографии. С населением 81,7 млн. человек и ВВП размером $3,35 трлн. Германия практически не имеет конкурентов в ЕС, тем более что в последние годы Берлин всегда согласует свои действия с ближайшим преследователем — Парижем.