С первых дней посланцы Чувашии отличались трудолюбием. В колхозе им. Розы Люксембург Омской области большой трудовой энтузиазм проявила молодежь из Цивильского района. А вот что писала “Алтайская правда” 4 сентября 1956 года: “На токах совхоза “Степной” скопилось много зерна, его не успевали обрабатывать и отправлять на элеватор. Хлеб стал “гореть” — перегреваться. Студенты Чувашского пединститута решили работать круглосуточно. Комсомольцы А. Зайцев, Г. Тимофеев, И. Краснов и В. Греков трудились без отдыха день, ночь, второй день и еще часть ночи. За 40 часов почти непрерывного труда они пропустили через зернопульт 1100 центнеров влажного зерна, разгрузили десятки машин с зерном, отгрузили на элеватор много хлеба”. Подобных эпизодов на целине было немало. Среди отрядов шло напряженное соревнование за лучшие показатели. Труд многих был отмечен ценными подарками, знаком ЦК ВЛКСМ “За освоение новых земель”, почетными грамотами.
Наиболее массовое участие чувашской молодежи в уборке целинного урожая приходится на 1957 год, когда в Алтайский край и Казахстан выехали около 3500 человек. Руководителем сводного отряда в крае был первый секретарь Чебоксарского горкома комсомола Г. Варенов.
Местные жители и руководители разного уровня в беседах и письмах-благодарностях неизменно отмечали скромность, честность, добросовестность, упорство в труде посланцев Чувашии. В совхозе “Искра” Белоглазовского района отличился студент-филолог Е. Васильев. Он решил побить суточный рекорд на косовице и добился своего, уложив хлеб на площади 99 гектаров. С рекордом его поздравил министр сельского хозяйства СССР В. Мацкевич.
Не все на целине было гладко. Но проблемы быстро решались. Однажды повар Галя, эстонка по национальности, готовившая нам вкуснейшие обеды в полевых условиях, сказала: “Сегодня обеда не будет…” Из расспросов узнали, что завезено червивое мясо. Решить вопрос поручили Володе Прокопьеву из Янтиковского района. Он связался по рации с райкомом партии. Ночью на полевой стан приехал первый секретарь Цыгулев, ранее работавший в Украине. (О нем ходила такая легенда: два местных старика будто бы устроили ему испытание в банной парилке да с веничком, после чего сказали: “С нашим народом работать можешь”. После этого случая, говорят, в селах безоговорочно подчинялись его указаниям.) Так вот, мы, несколько человек из вагончика, встретили его. Он пожелал поговорить со всеми, если еще не уснули. Аудитория собралась немалая. Обрисовав ситуацию в районе, гость поинтересовался, как встретили, как работается, какие жалобы. Больше жалоб не оказалось. Разговор получился душевным. А утром, когда привезли свежее мясо, Цыгулев уехал.
Труд ребят из Чувашии увенчался переходящим Красным знаменем крайкома КПСС и исполкома краевого Совета, врученным на постоянное хранение. Более тысячи человек были награждены медалью “За освоение целинных земель”.
Тяга на целину у молодежи была огромной. Помню, в 1958 году формировался очередной сводный отряд для поездки в Казахстан. На этот раз студентов пединститута решено было занять на стройках города Чебоксары. Создали штаб стройотряда. Но человек 70 во главе с Сашей Гордеевым горкомовскому начальству прохода не давали, пока не решился в обкоме комсомола вопрос об их отправке на целину. Узнав об этом, кто-то из ребят на радостях даже подпрыгнул с криком “ура”.
Последнее участие молодежи нашей республики в работе на целине выпадает на 1960 год. Чувашский обком ВЛКСМ направил в Казахстан 5600 механизаторов и рабочих других специальностей. Наибольшее их число выехало в Павлодарскую область. Отряд из Чебоксар был самым крупным. Работу выполняли разную: убирали кукурузу, строили жилье, заготавливали корма, трудились на фермах. Много благодарных отзывов заслужили учащиеся Чебоксарского энерготехникума, молодые рабочие ЗЭиМа. Ну а о студентах сельхозинститута и говорить не приходится.
Моральную поддержку нашим целинникам все годы оказывали обком комсомола, редакции газет “Советская Чувашия”, “Молодой коммунист”, Союз писателей Чувашской АССР. Родным домом повеяло, когда к нам приехал и провел задушевные встречи поэт-песенник Василий Давыдов-Анатри.
Немало дала ребятам целинная закалка. Это была настоящая школа жизни — школа взаимовыручки, товарищества, стойкости, патриотизма. Мои друзья и после, повзрослев, оставались в душе целинниками. Многие со временем стали руководителями хозяйств. Например, А. Евтихеев возглавлял знаменитый колхоз “Победа” Яльчикского района, Л. Семенова выросла до заместителя министра сельского хозяйства Чувашии, В. Мутиков стал профессором в родном сельхозинституте.
А вообще-то освоение целинных и залежных земель в нашей стране имеет давнюю историю, почти столетнюю. Впервые эту проблему поднял министр финансов Российской империи С. Витте.
Кстати, соответствующую его записку обнаружил в архиве наш земляк И. Афанасьев, после окончания аспирантуры Московской сельхозакадемии работавший в аппарате ЦК ВКП(б). Однажды в беседе с журналистом он рассказал, как еще до войны получил от секретаря ЦК Г. Маленкова задание разработать план освоения целины. Афанасьев тогда объездил полстраны. Представленный материал Маленков несколько раз возвращал на доработку. Как-то сказал, что автора плана может пригласить И. Сталин. Но этого не случилось.
На вопрос журналиста: а что же стало с планом? — Афанасьев ответил: “Началась война, и было не до целины. То, что сделано в конце 50-х годов, — это реализация старого плана, но с учетом нового уровня развития промышленности, науки и подготовки кадров”.