Был Август или только ещё будет?
Лига-пресс, (13:44) 18 августа 2006 г.
...Что же надёжные руки свои
Прячут твои кавалеры?
Б. Окуджава
Август 1991 — конец советской власти и советской империи.
В последующие годы одно из трёх важнейших событий жизни России ХХ века всячески снижено в своем историческом статусе. Оно замолчано властью, осмеяно и облито грязью чуть ли не большинством населения. При этом те, кто считает себя вменяемым, не отстают в этом от невменяемых — наоборот, совершенствуют приёмы осмеивания и размазывания грязи.
На посмешище миру и к недоумению юных российских граждан новым (!) государственным праздником России сделан — и при почти нулевой реакции родителей этих граждан — не день 21 августа, а день изгнания поляков из Москвы в ХVII веке.
Которых к тому же, как уверяют историки, вовсе не тогда изгнали. Приближаемся к вердикту Ахматовой в густосоветское время: “Их премии (и их праздники? — М.Ч.) — кому хотят, тому и дают”.
Как удалась деавгустизация
Почему же произошла — и так эффективно — аннигиляция грандиозного события?
Причин несколько.
Главная — исчезновение чувства истории.
Поскольку никто не озаботился — в государственном порядке! — результатом должен был быть именно вердикт — подведением итогов истории России ХХ века, в головах бывших советских людей и их близких потомков вся цепочка событий столетия рассыпалась на отдельные звенья. Отдельно — Сталин (Ленин где-то вообще сегодня затерялся, от него остался единственный вопрос: хоронить или не хоронить), отдельно — Хрущёв, отдельно — Брежнев и Андропов. Потом — почему-то Горбачёв. За ним — почему-то Ельцин, разрушивший якобы под настроение огромную страну (теперь, впрочем, надо говорить исключительно “держава”, как в “Даме с собачкой” усатая жена Гурова называла мужа только “Димитрий”). Охотно-неряшливое употребление советизма “развал”, сакцентированно, хоть и невнятно, подразумеваемым субъектом — вредителем или головотяпом (“развал Советского Союза” — развалили, в общем, комсомольскую работу...) вместо очевидно напрашивающегося “распад”. Вспышки, блики и случайности.
Никакого исторического процесса — представление о нем замещено суматошливыми выкриками: “Это наша история!”.
А цепочку, конечно, надо было без устали — начиная с Августа! — выстраивать и изучать: в школах и институтах, демонстрировать по ТВ, не дожидаясь омерзительного реванша “Старых песен о главном” и естественного их продолжения — Петросяна и прочих. Вместо этого — “один из первых подвигов свободных СМИ заключался в дискредитации Августа — и деавгустизация быстро и без особых трудов удалась, поскольку в околокультурном сообществе принято верить лишь неверам и тому мудрецу, который считал, что “движенья нет”, а не тому, который стал “пред ним ходить”. Чего-то нам не хватило.
В только что вышедшей замечательной книге Е. Гайдара показано непреложно — монстр рухнул, потому что не мог раньше или позже не рухнуть. Сталин заложил такую негибкую, не способную адаптироваться к новым вызовам экономико-политическую систему, что в самом её фундаменте “со временем стали образовываться крупные трещины...” И создался “риск его разрушения при относительно скромных внешних воздействиях”.
Основа закладывалась всё же, как представляется, раньше — посредством полного разрушения прежнего фундамента. Проницательный наблюдатель и даже участник первоначальных, так сказать, событий Михаил Булгаков в них именно и видел исток всего последующего.
“...Кто увидит эти светлые дни? — вопрошает он поздней осенью 1919 года в самом первом своём литературном выступлении, в газете, издававшейся на Северном Кавказе, ещё занятом Добровольческой армией.
Мы?
О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и десятилетия она так же легко считает, как и отдельные годы.
И мы, представители неудачливого поколения, умирая ещё в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям:
— Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!” (статья “Грядущие перспективы”).
Многие в России так до сих пор толком и не могут объяснить даже себе, как и почему это происходит — смена строя. Потому, что всех сначала учили в советской школе и вузе по Ленину — это тогда происходит, когда “низы не хотят, а верхи не могут...” — чего-то там такое. Потом в конце 80-х коллективно, посредством СМИ поняли многие (из тех, кто не понял самостийно гораздо раньше), что весь этот “марксизм-ленинизм” мало чего, мягко выражаясь, стоит. Но вот насчёт “верхов” и “низов” — не совсем оказалось фантомом. На зажигательные позднейшие утверждения, что если бы введённые в Москву танки открыли огонь по баррикадам и были бы поддержаны атакой с воздуха, почти мгновенно всё было бы кончено, Е. Гайдар отвечает осторожно: “Это не так просто. В Петрограде в феврале 1917 г. были начальники, отдавшие приказ о стрельбе по демонстрантам. <...> Режим это не спасло. В таких ситуациях важно не только то, отдают ли подобные приказы, но и то, есть ли части, готовые их исполнять...”. То есть именно — низы не хотят, потому и верхи не могут.
“История, вы говорите? Да это не про нас!”
Умники не верят, что в России тоже происходит История. Они полагают — это только где-то там, “у них”. Какая на нашей помойке (она же — “держава”; в соединении того и другого в одном и том же сознании — специфика нашего времени) может быть История?
Только политтехнология.
Именно этим объясняется первая (сложившаяся с удивительной быстротой — прежде чем в сентябре разобрали баррикады) оценка российскими людьми Августа — как театра.
С блудливой улыбкой вопрошали вышедших и простоявших там решающую ночь в ожидании штурма: “Вы серьёзно?.. Да это же был спектакль! Никакого штурма и не планировалось!”. Мы терпеливо поясняли: когда занавес опустился, можно, конечно, уже говорить, что это был спектакль.
Вторая оценка — эмоция Августа (зародившаяся примерно в середине 90-х, в последние годы расцветшая) — полное в нём разочарование (на разочарование — причём именно полное и безнадёжное, мы в России особенные мастаки): “Мы были такие дураки!” (вариант: “Мы были такие романтики!..”). Любимый вопрос собеседнику про советскую власть: “А кто вам сказал, что она кончилась?..”.
Это суждение удобно своим подтекстом (никогда, заметьте, не обнажаемым): если не кончилась, то с меня взятки гладки — против её рожна я и раньше не пёр, и теперь не собираюсь.
Третья — при понимании, напротив, её конца — ненависть ко всем, кто ему радуется (вместе с С. Гандлевским, чётко проартикулировавшим в “Трепанации черепа”: как всё-таки хорошо, что эта вонючая советская власть накрылась наконец медным тазом!). Это хоть понятней всего. К тем, кто ненавидит нас, радующихся, у меня претензий нет. Только удовлетворение: а вы что думали — конца ей не будет?..
Но есть и четвертая эмоция — глухая тоска. Болезненное ощущение исчезновения из воздуха времени чего-то важного (помимо своего скудного материального достатка), что было в том воздухе. Вот это умонастроение, с разными оттенками, у очень многих; оно, пожалуй, определяющее. Из него берёт свои истоки и так называемое державничество — то, что все больше заполняет сознание людей самых разных слоёв.
Заминированная территория
Что такое — эти пятнадцать лет?
А вот что. Когда такое устройство, как советское, держится в огромной стране столь долго, — оно минирует страну. И мины эти дают о себе знать в разное время и в разных местах. В течение пятнадцати лет обнаружилось их немало. И ещё обнаружатся — там, где и не ждём.
Мариэтта Чудакова, историк литературы, публицист
Статьи по теме:
Хватит полумер!
Вице-спикер госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что Россия проводит нерешительную политику на Ближнем Востоке и ограничивается полумерами.
Новое о Золотой Орде
Международная научная конференция "Золотая Орда. История и культура" завершила сегодня свою работу в Казани.
Мордовский народ в составе Руси - 1000 лет
Ученые предлагают достойно отметить историческую дату
Сказки XX века
Мифы и правда о Советско-Финляндской войне (к 66-ой годовщине со дня её окончания).
Алиев угрожает вторжением
Президент Азербайджана Ильхам Алиев угрожает применить военную силу для решения проблемы Нагорного Карабаха.
Ющенко ПРОТИВ русского языка
На встрече с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций президент Украины Виктор Ющенко заявил, что решение Верховного Совета Крыма провести местный консультативный референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного преследует цель расколоть украинцев.
Штаты поставили Россию под вопрос
Госсекретарь США Кондолиза Райс в эфире американской телекомпании CBS рассказала о приоритетах внешней политики Вашингтона. Отдельно она остановилась на отношениях с Москвой.
Приволжское полпредство покинула Любовь Глебова
Вслед за Сергеем Кириенко, возглавившим с 15 ноября Федеральное агентство по атомной энергии, Приволжское полпредство покинула Любовь Глебова, которая занимала пост заместителя полномочного представителя президента РФ.
Последние статьи
Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.