Им мало только стоять на земле…
Советская Чувашия, (19:19) 18 апреля 2006 г.
|
Дед Евгения Шальнова сумел в 14 лет добраться из Ядрина в Кронштадт и наняться юнгой на военное судно. Во время революционных событий 1917 года был матросом и участвовал в штурме Зимнего. Правда, по его рассказам, все происходило несколько иначе, чем показывают в фильмах. И винтовку балтийский матрос получил, и пять патронов к ней, но пострелять, то есть «бить буржуев», так и не пришлось. Но это и не важно. Главное, революционные Кронштадт, Питер, а особенно море, запали в его сердце на всю жизнь.
А вот последующие поколения балтийца устремились в совсем другой океан — воздушный. И первым туда решительно шагнул сын Константин.
|
Костя окончил Ядринскую школу в 1940 году, когда, будто специально для него, вышло постановление Совнаркома, обязывающее Совет ОСОАВИАХИМа подготовить двадцать тысяч летчиков на самолете У-2. Чтобы не обескровить промышленность отвлечением рабочей силы, набирали учащихся 9-10 классов, служащих и колхозную молодежь. Причем с отрывом от производства и со стипендией в 250 рублей.
Это было то, о чем Костя мечтал, и, долго не раздумывая, отправился в Чебоксары, в аэроклуб. Парень подошел по всем статьям. Летали на планерах и самолетах конструктора Поликарпова — бипланах У-2, прыгали с парашютом, изучали авиадвигатель. База для этого была приличная — 18 самолетов, 26 моторов, 6 планеров, 19 парашютов.
Обучали Костю Шальнова легендарные летчики-инструкторы Женя Крутова, чье имя сейчас носит одна из улиц Новочебоксарска и Арсений Андрианов — первый парашютист Чувашии. И не удивительно, что среди 52, окончивших аэроклуб вместе с Костей, двое впоследствии стали Героями Советского Союза — М. Карпеев и Н. Захаров, а сам Константин — кавалером пяти боевых орденов.
В апреле 1941 года Шальнова призвали в ряды РККА. Потом была Свердловская школа летчиков. Поработал летчиком-инструктором в г. Троицке, 46-м запасном батальоне ночных бомбардировщиков в Алатыре.
Уже вовсю гремела война, когда летчик Константин Шальнов прибыл в отдельную авиаэскадрилью Западного фронта. Затем летал в звене связи управления 1 Воздушной армии на поликарповском самолете Р-5. Но хотелось большего — сбивать самолеты врага — переучился на летчика-истребителя и до Победы воевал в составе 523 истребительного авиаполка на самолетах ЯК-3, ЯК-7, Ла-5, Ла-7.
Конец войны Константин Тимофеевич встретил в должности заместителя командира авиаэскадрильи.
В начале пятидесятых годов Шальнов вместе со своим полком находился в спецкомандировке на территории Китая, проще говоря, участвовал в войне Северной Кореи с Южной Кореей и США. Базировались два советских авиаполка на территории Китая, летчики носили форму пилотов Китайской народной армии, летали на барражирование, прикрытие. Потом Китай ввел войска на территорию Северной Кореи. Советские авиаполки вступили в бои с американской авиацией.
А техника была уже реактивная. Идут на встречных курсах на максимальных скоростях под тысячу километров в час наши МиГ-15 и американские истребители «Сэйбр». Обстреляют друг друга — кто-то пошел к земле, оставшиеся делают разворот и домой, на свой аэродром: на второй заход не хватало керосину. Были, конечно, отчаянные, делали резкий вираж и — на повторную атаку, но это почти девятикратная перегрузка, не всякий выдержит, а компенсационных костюмов у наших пилотов тогда не было.
Однажды, получив приказ, взлетели сорок наших машин против шестидесяти американских. В одной из повторных атак ведущий, командир эскадрильи, не вписывался в радиус с разворота. Ведомый майор Шальнов увидел, как ведущий американского звена выходил на позицию открытия огня, чтобы расстрелять МиГ-15 командира эскадрильи. В следующий момент Шальнов уже ринулся на выручку своему командиру, и шарахнул по американцу из 37-миллиметровой пушки своего МиГа-15 бис — хваленый «Сэйбр» свалился вниз. Но и самолет Шальнова был атакован: ведомый сбитого американца пулеметной очередью срезал хвостовое оперение МиГа — самолет закувыркался, Шальнов вынужден был его покинуть.
Катапульта сработала исправно. Бой шел на высоте 11 километров в стратосфере, за бортом — мороз в – 70 градусов. Целых семь километров пролетел Шальнов в свободном падении, уходя от пулеметов американского истребителя, и только на высоте 4 километра раскрыл свой парашют. Было известно, что американцам за расстрелянного в воздухе летчика противника платили больше, чем за сбитый самолет. Приземлился майор Шальнов на территории Северной Кореи.
…В 1960 году в возрасте 38 лет он демобилизовался и переехал с семьей в Чебоксары.
|
Сын Константина Тимофеевича Евгений учиться начинал в Ядрине, продолжил на Дальнем Востоке, а окончил одиннадцатый класс в чебоксарской школе № 10.
Однажды в школу зашел инструктор Чебоксарского аэроклуба Василий Александрович Александров и предложил девятиклассникам заняться парашютным спортом. Записалось полкласса, и конечно, Евгений Шальнов — сын военного летчика.
Два месяца, по два раза в неделю, изучали теорию, укладывали парашют, прыгали с тренажера.
Был день рождения ОСОАВИАХИМа — 23 января 1965 года. В этот знаменитый день десятиклассник Евгений Шальнов впервые в жизни шагнул в воздушную пропасть с подножки самолета ЯК-12. Первый прыжок с парашютом — как первая любовь — нахлынет, увлечет, овладеет всеми твоими помыслами, вдохновит на новые подвиги. Когда Евгений получал аттестат об окончании школы, за плечами уже имел 96 прыжков. Несколько попыток поступить в военное летное училище не увенчались успехом: не прошел медкомиссию, а когда надо было отправляться в гражданское, пришла повестка из военкомата. Практически готового десантника Евгения Шальнова в числе 120 чебоксарцев призвали в ВДВ. Попал Евгений служить в Чехословакию. А там через год начались известные события, в которых советские десантники сыграли свою роль.
Армия пополнила «послужной список» Евгения еще на 23 прыжка. А уж после службы пошли соревнования на первенство Чувашии, России, Союза. В 1972 году в финале первенства России в Туле Евгений выполнил норматив мастера спорта СССР.
Неоднократно становился он чемпионом Чувашии, а в составе сборной республики (Л. Михайлова, М. Костина, Е. Шальнов, Е. Камардин, В. Горшков) стал и чемпионом России.
Не все, конечно, гладко, как пишется на бумаге. Парашютный спорт — не сахар. Прыжок — это рискованное мероприятие, чреватое травмами, даже гибелью. В 1971 году перед финалом первенства страны Евгений порвал связки. На следующий год выступал за вторую команду России. Это был 770-й его прыжок, и закончился он тоже неудачно — Евгений сломал ногу.
…Он помнит все 3834 прыжка с поднебесья. Более того, аккуратно записывает, когда и при каких условиях совершен прыжок.
|
— В 1989 году мы, чебоксарцы, участвовали в массовом десанте в День Воздушного флота в Тушино — 5 парашютистов и 5 пилотов на ЯК-52. Как-то в Чебоксарах было автородео с ВАЗа, билеты были дорогие. А мы, А. Осипов, А. Наварнов, Е. Шальнов, Е. Иванов, В. Калашников, взявшись за руки и образовав «звезду», прыгнули на центральный стадион и посмотрели автородео сверху и бесплатно.
В июне 2001 года прыгали во время открытия МТВ-центра. Три дня искали площадку для приземления: кругом машины, люди. Я предложил прыгнуть на крышу здания выставки. Все прошло отлично. Но самый памятный прыжок, конечно, на Северный Полюс.
В апреле 1994 исполнялось 60 лет со дня спасения экипажа парохода «Челюскин». Была организована международная экспедиция на Северный Полюс. Но стоило такое участие 3200 долларов. Мой прыжок спонсировал Юрий Сеткин, наш аэроклубовец, депутат, имеющий свою фирму по пошиву спортивных парашютов.
И вот два Ил-76 с канадцами, французами, испанцами, американцами, человек двадцать русскоязычных, взяли курс на Хатангу, а оттуда — на Полюс. В Хатанге я рассказывал сидящим вместе с нами за одним столиком иностранцам, что нашему аэроклубу тоже исполняется 60 лет, а носит он имя Героя Советского Союза, спасавшего челюскинцев, А. Ляпидевского.
Сначала на Северный Полюс сбросили с 500 м груз — ящик водки, ящик шампанского, палатки. Потом, поднявшись на 1500 м, сбросили неопытных участников с парашютами, которых мы называли «кенгуру». Были среди прыгающих даже старушка 70 лет и инвалид на костылях. Потом уже, поднявшись до 3000 м, взявшись за руки, прыгнули мы.
|
Вот такая страсть на всю жизнь у Евгения Шальнова. Работает он на заводе промышленных тракторов инженером-электромехаником промышленных печей, а досуг отдает покорению неба.
В отца пошел и сын Александр. Не говоря никому, в восьмом классе он направился в Чебоксарский аэроклуб. Теперь Александр Евгеньевич — кандидат в мастера спорта, имеет на счету свыше тысячи ста прыжков. Причем, Александр увлекается и лыжами, и погружениями под воду, и парапланом.
Прыгает с парашютом и дочь Евгения Нина, но пока не столь азартно. Первый прыжок совершила в тринадцать лет.
Есть и еще будущая парашютистка — внучка Евгения Константиновича, дочь Александра, Женечка. Ей всего шесть лет, но уже успела полетать с отцом на параплане.
Что тут скажешь: риск и романтика в крови Шальновых.
Последние статьи
Блокировка Viber в России: что стоит за решением Роскомнадзора?
Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
XCite представил кроссовер X-Cross 8
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.