Вчера вечером на заседании Совета по конкурентоспособности правительство и представители бизнеса обсудили, как дальше реформировать налоговую систему.
Оказалось, что идея снижения НДС до 13% бизнесу не кажется такой уж нереализуемой. Фрадков по итогам обсуждения заявил, что у него осталось желание снизить этот налог.
Спор о том, как дальше реформировать налоговую систему, был бурный, но к единой точке зрения его участники так и не пришли. Единственное, в чём согласились все, – что налоговую нагрузку нужно продолжать снижать. В будущем году налоговое бремя должно уменьшится не менее чем на процент ВВП, что составит примерно 225 млрд. рублей.
Но принципиальный вопрос, как облегчить налоговое бремя: посредством прямого и значительного урезания ставок налогов или же путём улучшения администрирования (снижением срока возврата экспортного НДС, например) – остался нерешённым.
За снижение ставок выступает сам премьер – он поддержал предложение заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина снизить с будущего года НДС с 18 до 13%. Весь же экономический блок правительства такое радикальное снижение налога, доходы от которого составляют 40% бюджета, не поддержал. По подсчётам Минфина и Минэкономразвития, сумма выпадающих доходов бюджета в случае снижения НДС до 13% в будущем году составит более 300 млрд. рублей. А с учётом уже запланированных правительством мероприятий по улучшению налогового администрирования (ускоренному возврату НДС при экспорте и капвложениях) эта сумма достигнет 600 млрд. рублей.
На заседании совета вчера министр финансов Алексей Кудрин попытался сбить цену вопроса, выдвинув альтернативные премьерскому предложения по облегчению налогового бремени.
Пакет предложений, подготовленный Минфином в сотрудничестве с Минэкономразвития, включает возмещение НДС при осуществлении капитальных вложений, ускоренное возмещение НДС при экспорте, полное отнесение затрат на НИОКР на расходы и введение амортизационной премии (отнесение 10% на затраты) в момент установки основных фондов на баланс предприятия. А также налоговые каникулы по налогу на прибыль в случае, если предприятие понесло производственные затраты (например, при модернизации производства).
Выпадающие доходы федерального бюджета от предложенных Кудриным мер в будущем году составят 232 млрд. рублей. А с 2007 года при введении ускоренного возврата НДС при экспорте выпадающие доходы оцениваются в 243 млрд. рублей.
Алексей Кудрин отметил, что принципиально не против снижения ставок налогов, но, напомнив премьеру о кризисе 1998 года, подчеркнул, что, снижая ставки, «важно найти такую точку, в которой финансовая система страны окажется устойчивой».
Убеждая премьера в правильности подхода, при котором снижение налоговой нагрузки достигается через улучшение администрирования, министры финансов Алексей Кудрин и экономического развития и торговли Герман Греф особо напирали на то, что для бизнес-сообщества снижение ставок на сегодня – вопрос менее острый, чем непрозрачность администрирования и произвол налоговиков. В бизнес-сообществе для обозначения представителей налоговых органов даже появился новый термин – «нагловики».
Премьер Михаил Фрадков с прошлой недели растерял значительную часть своей решительности относительно снижения НДС до 13%. Выслушав доклады Кудрина и вице-президента РСПП Александра Шохина, который тоже заявил, что улучшение администрирования по очерёдности всё-таки первая проблема, он заявил, что разговор о снижении НДС до 13% «пока действительно беспредметен».
Но в ходе заседания вчера тем не менее выяснилось, что Греф и Кудрин немного приукрашивают ситуацию и ставки налогов не так уж безразличны бизнесу – просто бизнесмены опасаются, что за низкие ставки придется расплачиваться ужесточением налогового контроля вплоть до налоговых репрессий. Исчерпывающе ситуацию объяснил президент «Опоры России» Сергей Борисов.
Комментируя предложение по снижению НДС до 13%, Борисов сказал: «- Предприниматели опасаются, что всё это – сыр в мышеловке, что это снижение повлечёт за собой традиционное увеличение задания по сборам для налоговиков и в итоге – к закручиванию гаек».
И всё же бизнесмены за продолжение реформы. Председатель совета директоров «Базового элемента» Олег Дерипаска считает, что только снижением ставки налога можно добиться реального уменьшения налогового бремени: «- Улучшение администрирования нельзя пощупать, это не количественная мера, а если изменить цифру, это ни один налоговый инспектор обойти не сможет». Что касается НДС, бизнесмен назвал его «самым развращающим из налогов», имея в виду, что именно по этому налогу разработано больше всего нелегальных схем уклонения и возмещения.
А председатель налогового комитета РСПП Олег Киселёв считает, что НДС в будущем нужно вообще отменить.
По его мнению, решить проблему с НДС только снижением ставки нельзя: «- Есть целый бизнес по возмещению НДС, в котором участвует и бизнес, и чиновники. Это бизнес с нулевыми вложениями. Так что если мы понизим ставку НДС, мы просто уменьшим маржинальность этого бизнеса, никак не исправив ситуацию».
Видя, что перспектива снижения ставок налогов всё-таки находит поддержку у бизнеса, Михаил Фрадков заметно оживился. «- Я всё-таки остаюсь с непреодолимым желанием снизить НДС», – заявил премьер. Алексей Кудрин попытался разыграть карту возможных в случае снижения НДС налоговых «репрессий» – мол, премьер ставит задачу снижения налога, но и при этом повышения их собираемости, и другого выхода кроме ужесточения фискальной составляющей работы налоговиков не остаётся. Но министр получил от Фрадкова резкую отповедь. Премьер буквально вышел из себя и раздражённо попросил не приписывать ему то, чего он не имеет в виду: «- Я хочу быть правильно понятым. Не комментируйте меня в моём присутствии. Я могу неправильно выразиться, но я знаю, что я имею в виду».
Окончательное решение по вопросу снижения ставки планируется принять завтра на заседании Бюджетной комиссии правительства, которую теперь возглавляет Михаил Фрадков.
«Газета.Ru»