С 7 декабря повышаются тарифы на общественном транспорте республики. В прошлом году это произошло 30 декабря, что, конечно, несколько омрачило праздник. Нынче есть время привыкнуть.
Проезд в городских троллейбусах и автобусах, как и год назад, подорожает на 50 коп., составив 4 руб. 50 коп. Месячный проездной билет на один вид транспорта будет стоить 220 руб., на два – 320 руб. Накладнее станут также международные и пригородные поездки – плата за один километр пробега возрастает с 60 до 70 коп.
Тарифы на маршрутных такси повышаются уже не на копейки, а на рубли. Они «плавающие» – от 8 до 10 руб., в зависимости от востребованности того или иного маршрута.
Новая плата утверждена постановлением Кабинета Министров республики от 22 ноября с.г. Подорожание перевозок, как и раньше, вызвано прежде всего непрекращающимся ростом цен на горюче-смазочные материалы. В этом году они подорожали почти на 50 проц. Поэтому, по словам специалистов Республиканской службы по тарифам, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашии сначала просило увеличить стоимость проезда до 5 руб. На этом же настаивали и чебоксарские троллейбусники. Они, правда, горючим не пользуются, а электричество подорожало не сильно, зато на четверть подскочили цены на запчасти. А половина троллейбусов уже выработала эксплуатационные сроки.
Дополнительные сборы, конечно, улучшат финансовое состояние перевозчиков, но незначительно. По данным экономической службы ГУП «Чувашавтотранс», новые тарифы лишь на 3 млн. рублей сократят до конца года убытки предприятия, которых на сегодня – более 33 млн. рублей. «Маршрутники» живут якобы намного лучше, а им тем не менее дали добро чуть ли не на двойное повышение. Экономисты «Чувашавтотранса» даже посчитали, что и при нынешнем тарифе конкуренты не остаются внакладе.
«Это неправда, - утверждает С. Сюбаев, директор производственного кооператива «ЧПАП № 2» – ведущего «маршрутного» перевозчика. – Наших доходов хватает только на горючее и зарплату водителям, на налоги уже не остается. 40 процентов затрат уходит на ГСМ»
Но, видно, не так уж плохи дела на этих перевозках, если маршрутные «Газели» плодятся день ото дня. И после повышения вряд ли кто из их хозяев станет возить пассажиров по минимальному, 8-рублевому тарифу. «ЧПАП № 2», у которого наиболее выгодные маршруты, с первых дней намерено брать по 10 руб. Директор считает, что это позволит закрыть не только финансовые бреши, но и дополнительно загрузить троллейбусы и автобусы. Ведь многим пассажирам «Газелей» новая плата станет не по карману.
В первое время очереди на маршрутки и впрямь могут исчезнуть, а в салонах в час пик перестанут ездить на четвереньках. Но, как показывает практика, так бывает после каждого подорожания товаров или услуг. Потом спрос снова возрастает, ведь не стоят на месте и доходы населения. Средняя зарплата по республике за 9 месяцев этого года увеличилась почти на 29 проц., а проездные тарифы на троллейбусе и автобусе – лишь на 12,5 проц. Правда, до этого подорожали также хлеб, молочные продукты и многие другие товары.
ЛУЧШЕ В САЛОНЕ, ЧЕМ В ВАГОНЕ?
Новочебоксарская администрация провела опрос горожан на тему, как они отнеслись бы к налаживанию железнодорожного сообщения со столицей республики по «ветке», пролегающей через промышленную зону.
Более 70 проц. из 158 респондентов ответили отрицательно. По их мнению, такой необходимости сейчас нет. Однако почти четверть опрошенных – за дополнительное транспортное сообщение, остальные – колеблющиеся. Судя по отзывам тех, кто, работает в столице, не с каждой «точки» Новочебоксарска можно уехать без проблем - приходится подолгу ждать автобус или маршрутку.