Глава Минпромэнерго Виктор Христенко дал жизнь Восточному нефтепроводу.
«Транснефти» поручается построить первую очередь до середины 2008 года. Труба дойдёт до Сковородина – это почти у границы с Китаем. Достанется ли российская нефть Японии – вопрос, на который в правительстве не отвечают.
Министр лишь исполнил поручение главы правительства, который в последний день прошлого года подписал распоряжение о строительстве трубопровода по маршруту Восточная Сибирь – Тихий океан (так называемый Восточный нефтепровод). Его маршрут пройдёт от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область), а затем в Перевозную бухту (Приморье).
До Пасхи Минпромэнерго и «Транснефть», на которую возложены функции заказчика проектирования и строительства, должны были определить этапы строительства. И вот вчера директор департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский заявил: «- Вчера мы приняли решение о строительстве первого этапа нефтепровода (по маршруту Тайшет – Сковородино) мощностью в 30 млн. тонн. Срок завершения строительства первого этапа – середина 2008 года». Технические условия готовы, с деньгами проблем нет. Можно начинать строить.
Цель строительства нефтепровода – увеличить экспорт российской нефти на перспективный рынок азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Япония и Южная Корея) и перебросить туда часть поставок с европейского рынка.
«- Для России принципиально важен выход на тихоокеанское побережье», – пояснил Виктор Христенко на апрельской встрече с японскими бизнесменами. Но пока неизвестно, насколько удастся реализовать идею: о судьбе второй очереди трубы, которая должна дойти до Тихого океана и сделать рентабельными поставки в Японию и Южную Корею, в правительстве молчат. Причина в том, что строить её очень дорого, и к тому же пока неизвестно, чем её будут заполнять.
В прошлом году стоимость проекта Восточного нефтепровода оценивалась «Транснефтью» в $16 млрд., и это заставляло усомниться в рентабельности экспортных поставок по предложенному маршруту. Но потом чиновники Минпромэнерго стали оперировать цифрой в $11,5 млрд.
«- Стоимость строительства в $11,5 млрд. – это, очевидно, некий компромиссный вариант. Но надо учесть, что смета расходов в процессе строительства бывает превышена», – говорит Александр Блохин из «Антанты Капитал». Зарко Стефановски из «Атона» первоначально заявленную стоимость проекта в $16 млрд. называет неоправданно высокой, а новый ориентир в $11,5 млрд. комментирует так: «- Непонятно, почему и каким образом сумма была снижена».
По экспертным оценкам, на то, чтобы построить первый участок, понадобится примерно половина от $11,5 млрд. Но с деньгами у «Транснефти» проблем не будет: она их займёт. Причем она может обратиться за кредитом к синдикату как российских, так и западных банков или выпустить облигации. Устойчивое финансовое положение компании позволяет это сделать.
А чтобы сократить период окупаемости инвестиций, «Транснефть» направила в правительство перечень таможенных и налоговых льгот, которые просит ей предоставить.
В пресс-службе компании сообщают, что «вопрос о льготах ещё не решен».
Наполняться первая очередь трубопровода будет с месторождений Западной Сибири, причём из этой трубы можно гнать нефть на экспорт. Дело в том, что Сковородино находится лишь в 60 километрах от китайской границы, так что достроить трубу на Китай будет несложно. А можно обойтись и без этого – вывозить сырьё по железной дороге.
Пока правительство утвердило проект строительства лишь первой очереди нефтепровода. А вот в том, что продолжение до Перевозной бухты последует, аналитики сомневаются. Во-первых, из-за высокой стоимости строительства: при падении цен на нефть это может сделать поставки по такой трубе нерентабельными. А главное, из-за того, что трубу будет нечем заполнить. Ведь предполагается, что туда пойдет нефть Восточной Сибири, а её ещё надо доразведать. Получается, что Япония своей нефти вряд ли дождётся.
«Газета.Ru»