Дорога на концессию

Лига-пресс, (10:54) 07 октября 2004 г.

Дорога на концессию

 

            Сегодня правительство обсуждает вопросы финансирования развития транспортной инфраструктуры России. Денег у государства в обрез, а потому к делу планируется подключить бизнес. Но отдавать инфраструктуру в частные руки не хочется, поэтому правительство намерено применить механизм концессий.

 

            С докладом выступает министр транспорта Игорь Левитин. По его оценке, транспортная сфера сегодня испытывает явный недостаток в финансировании.

            В минтрансе посчитали, что для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты (железные дороги, транспортные терминалы, порты, аэропорты и мосты) не менее 600 млрд. рублей ежегодно. Тем не менее, в течение 2005-2008 годов на эти цели будут направлены всего полтриллиона рублей.

            К чему ведет нехватка средств у государства, известно – их займут у бизнеса. Об этом и заявил на последнем совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Фрадков. Он признал, что по крупным инфраструктурным проектам в сфере транспорта «очень остро встают вопросы источников финансирования». «- Мы рассматриваем вопрос о возможностях использования частного и государственного партнёрства в развитии транспортной инфраструктуры», – заявил премьер. В частности, этот вопрос обсуждался на последнем Совете по конкурентоспособности и предпринимательстве РФ.

            Фрадков в ходе совета выразил желание, «чтобы предприниматели стали партнёрами в решении государственных задач». Причем особо упирал на участие иностранцев в инфраструктурных проектах.

            Это желание, похоже, разделяет весь кабинет министров. В последние годы в России наблюдается инвестиционный кризис. И не то чтоб денег было мало. Наоборот, их много, они складываются в Стабфонд и идут на наращивание золотовалютных резервов. А также просто утекают за рубеж в виде частного капитала. За три квартала частный бизнес вывез из страны больше $10 млрд – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина в том, что нет конкретных инвестиционных проектов. Либо они есть, но в той сфере, куда государство частный бизнес пускать не хочет: в топливно-энергетической и инфраструктурной. То есть в тех сегментах рынка, которые государство называет стратегическими и собственность над которыми хочет сохранить.

            Для государства один из способов привлечь частные инвестиции, оставив при этом права собственности у себя (в чём, собственно, и заключается суть частно-государственного партнёрства) – применить механизм концессии. Такая форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты. Дело в том, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, чётко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.

            Пока закона о концессионных соглашениях в России нет, но в Госдуме заявляют, что он будет принят в конце нынешнего – начале будущего года. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов пообещал правительству «прохождение законопроекта в сжатые сроки».

            Идея навесить на бизнес строительство дорог, железнодорожных узлов и других инфраструктурных объектов не вызывает у депутата особого энтузиазма. Для реализации этих проектов нужны миллиарды долларов. По мнению экспертов, бизнес в нынешних условиях по доброй воле на такой риск не пойдёт – государство не даёт никаких гарантий окупаемости таких инвестиций.

            «- Механизмы частно-государственного партнёрства, особенно такой, как концессия, могут работать только в условиях стабильной экономической политики государства. Например, должны быть чёткие гарантии, что налогообложение кардинальным образом не изменится», – сказал заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачёв. Эксперт признал, что механизм концессий «теоретически идеален для решения задач транспортной инфраструктуры, поскольку предполагает долгосрочные проекты и огромные капиталовложения». Но ровно по этим причинам в России реализацию концессионных соглашений в России ждёт ряд трудностей.

            Российские компании, даже самые крупные, пока осуществляют бизнес-планирование максимум на 3-5 лет, а любой концессионный проект рассчитан не менее чем на десятилетие.

            Помимо этого, в России не развиты финансовые инструменты предоставления «длинных» кредитов. Это препятствие компании могли бы обойти, объединив имеющиеся финансовые ресурсы. Но, как показывает практика, договориться им крайне сложно, отметил Ю. Симачёв.

«Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

11 ноября 2024 г. :: Технологии

В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников

В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.

07 ноября 2024 г. :: Транспорт

В России выбрали лучшие автомобили года

В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.

31 октября 2024 г. :: Транспорт

XCite представил кроссовер X-Cross 8

Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.

29 октября 2024 г. :: Медицина

Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга

Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.

28 октября 2024 г. :: Технологии

В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи

Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.

22 октября 2024 г. :: Происшествия

4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области

По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.

12 октября 2024 г. :: Культура

Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве

Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.

12 октября 2024 г. :: Происшествия

Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции

В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.

12 октября 2024 г. :: Экономика

Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде

Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.

03 октября 2024 г. :: В мире

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости