С докладом выступает министр транспорта Игорь Левитин. По его оценке, транспортная сфера сегодня испытывает явный недостаток в финансировании.
В минтрансе посчитали, что для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты (железные дороги, транспортные терминалы, порты, аэропорты и мосты) не менее 600 млрд. рублей ежегодно. Тем не менее, в течение 2005-2008 годов на эти цели будут направлены всего полтриллиона рублей.
К чему ведет нехватка средств у государства, известно – их займут у бизнеса. Об этом и заявил на последнем совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Фрадков. Он признал, что по крупным инфраструктурным проектам в сфере транспорта «очень остро встают вопросы источников финансирования». «- Мы рассматриваем вопрос о возможностях использования частного и государственного партнёрства в развитии транспортной инфраструктуры», – заявил премьер. В частности, этот вопрос обсуждался на последнем Совете по конкурентоспособности и предпринимательстве РФ.
Фрадков в ходе совета выразил желание, «чтобы предприниматели стали партнёрами в решении государственных задач». Причем особо упирал на участие иностранцев в инфраструктурных проектах.
Это желание, похоже, разделяет весь кабинет министров. В последние годы в России наблюдается инвестиционный кризис. И не то чтоб денег было мало. Наоборот, их много, они складываются в Стабфонд и идут на наращивание золотовалютных резервов. А также просто утекают за рубеж в виде частного капитала. За три квартала частный бизнес вывез из страны больше $10 млрд – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина в том, что нет конкретных инвестиционных проектов. Либо они есть, но в той сфере, куда государство частный бизнес пускать не хочет: в топливно-энергетической и инфраструктурной. То есть в тех сегментах рынка, которые государство называет стратегическими и собственность над которыми хочет сохранить.
Для государства один из способов привлечь частные инвестиции, оставив при этом права собственности у себя (в чём, собственно, и заключается суть частно-государственного партнёрства) – применить механизм концессии. Такая форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты. Дело в том, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, чётко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.
Пока закона о концессионных соглашениях в России нет, но в Госдуме заявляют, что он будет принят в конце нынешнего – начале будущего года. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов пообещал правительству «прохождение законопроекта в сжатые сроки».
Идея навесить на бизнес строительство дорог, железнодорожных узлов и других инфраструктурных объектов не вызывает у депутата особого энтузиазма. Для реализации этих проектов нужны миллиарды долларов. По мнению экспертов, бизнес в нынешних условиях по доброй воле на такой риск не пойдёт – государство не даёт никаких гарантий окупаемости таких инвестиций.
«- Механизмы частно-государственного партнёрства, особенно такой, как концессия, могут работать только в условиях стабильной экономической политики государства. Например, должны быть чёткие гарантии, что налогообложение кардинальным образом не изменится», – сказал заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачёв. Эксперт признал, что механизм концессий «теоретически идеален для решения задач транспортной инфраструктуры, поскольку предполагает долгосрочные проекты и огромные капиталовложения». Но ровно по этим причинам в России реализацию концессионных соглашений в России ждёт ряд трудностей.
Российские компании, даже самые крупные, пока осуществляют бизнес-планирование максимум на 3-5 лет, а любой концессионный проект рассчитан не менее чем на десятилетие.
Помимо этого, в России не развиты финансовые инструменты предоставления «длинных» кредитов. Это препятствие компании могли бы обойти, объединив имеющиеся финансовые ресурсы. Но, как показывает практика, договориться им крайне сложно, отметил Ю. Симачёв.
«Газета.Ru» |