Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 1998 года

Дорога на концессию

Лига-пресс, (10:54) 07 октября 2004 г.

Дорога на концессию

 

            Сегодня правительство обсуждает вопросы финансирования развития транспортной инфраструктуры России. Денег у государства в обрез, а потому к делу планируется подключить бизнес. Но отдавать инфраструктуру в частные руки не хочется, поэтому правительство намерено применить механизм концессий.

 

            С докладом выступает министр транспорта Игорь Левитин. По его оценке, транспортная сфера сегодня испытывает явный недостаток в финансировании.

            В минтрансе посчитали, что для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты (железные дороги, транспортные терминалы, порты, аэропорты и мосты) не менее 600 млрд. рублей ежегодно. Тем не менее, в течение 2005-2008 годов на эти цели будут направлены всего полтриллиона рублей.

            К чему ведет нехватка средств у государства, известно – их займут у бизнеса. Об этом и заявил на последнем совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Фрадков. Он признал, что по крупным инфраструктурным проектам в сфере транспорта «очень остро встают вопросы источников финансирования». «- Мы рассматриваем вопрос о возможностях использования частного и государственного партнёрства в развитии транспортной инфраструктуры», – заявил премьер. В частности, этот вопрос обсуждался на последнем Совете по конкурентоспособности и предпринимательстве РФ.

            Фрадков в ходе совета выразил желание, «чтобы предприниматели стали партнёрами в решении государственных задач». Причем особо упирал на участие иностранцев в инфраструктурных проектах.

            Это желание, похоже, разделяет весь кабинет министров. В последние годы в России наблюдается инвестиционный кризис. И не то чтоб денег было мало. Наоборот, их много, они складываются в Стабфонд и идут на наращивание золотовалютных резервов. А также просто утекают за рубеж в виде частного капитала. За три квартала частный бизнес вывез из страны больше $10 млрд – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина в том, что нет конкретных инвестиционных проектов. Либо они есть, но в той сфере, куда государство частный бизнес пускать не хочет: в топливно-энергетической и инфраструктурной. То есть в тех сегментах рынка, которые государство называет стратегическими и собственность над которыми хочет сохранить.

            Для государства один из способов привлечь частные инвестиции, оставив при этом права собственности у себя (в чём, собственно, и заключается суть частно-государственного партнёрства) – применить механизм концессии. Такая форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты. Дело в том, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, чётко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.

            Пока закона о концессионных соглашениях в России нет, но в Госдуме заявляют, что он будет принят в конце нынешнего – начале будущего года. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов пообещал правительству «прохождение законопроекта в сжатые сроки».

            Идея навесить на бизнес строительство дорог, железнодорожных узлов и других инфраструктурных объектов не вызывает у депутата особого энтузиазма. Для реализации этих проектов нужны миллиарды долларов. По мнению экспертов, бизнес в нынешних условиях по доброй воле на такой риск не пойдёт – государство не даёт никаких гарантий окупаемости таких инвестиций.

            «- Механизмы частно-государственного партнёрства, особенно такой, как концессия, могут работать только в условиях стабильной экономической политики государства. Например, должны быть чёткие гарантии, что налогообложение кардинальным образом не изменится», – сказал заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачёв. Эксперт признал, что механизм концессий «теоретически идеален для решения задач транспортной инфраструктуры, поскольку предполагает долгосрочные проекты и огромные капиталовложения». Но ровно по этим причинам в России реализацию концессионных соглашений в России ждёт ряд трудностей.

            Российские компании, даже самые крупные, пока осуществляют бизнес-планирование максимум на 3-5 лет, а любой концессионный проект рассчитан не менее чем на десятилетие.

            Помимо этого, в России не развиты финансовые инструменты предоставления «длинных» кредитов. Это препятствие компании могли бы обойти, объединив имеющиеся финансовые ресурсы. Но, как показывает практика, договориться им крайне сложно, отметил Ю. Симачёв.

«Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

Российский автопром для такси: утвержден предварительный перечень моделей для перевозчиков

Минпромторг России обнародовал первоначальный перечень автомобилей, отвечающих положениям нового закона о локализации такси. В предварительный список вошли свыше 20 моделей от шести отечественных производителей, включая Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич».

Археологи нашли три стоянки неолита в Якутске

Археологи из Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха обнаружили в Якутске три стоянки эпохи позднего неолита, относящиеся к ымыяхтахской культуре. В ходе раскопок было собрано 717 уникальных артефактов, включая керамику и инструменты из кремня. Новые находки расширяют знания о жизни древних охотников и собирателей и продолжают традиции исследований легендарного археолога Алексея Окладникова, открывшего памятники на этой территории ещё в 1940 году. Сейчас готовится научный отчёт для Института археологии РАН.

Трамп требует отменить право на гражданство для детей нелегалов

Администрация президента США Дональда Трампа обратилась в Верховный суд с апелляцией на решение нижестоящих судов, которые отменили указ Трампа об ограничении гражданства по праву рождения. Указ запрещает автоматическое получение гражданства детям, рожденным в США у родителей, находящихся в стране нелегально или на временных основаниях. Администрация настаивает, что это важная политика для безопасности границ и юридически обоснованная. Верховный суд теперь решит судьбу указа, что может повлиять на иммиграционную политику страны.

Независимые АЗС сокращают отпуск бензина из-за роста цен

В нескольких регионах России независимые АЗС начали ограничивать отпуск бензина из-за роста биржевых цен и ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Запрет на экспорт бензина продлён до конца года, что должно помочь стабилизировать рынок и снабжение внутреннего потребления. Министерство энергетики контролирует ситуацию и предпринимает меры для предотвращения дефицита.

В Ленинградской области число жертв отравления суррогатным алкоголем возросло до 19.

В Сланцах Ленинградской области семь человек умерли от отравления суррогатным алкоголем, трое находятся в больнице. Производство и продажу организовал 79-летний Николай Бойцов при помощи 60-летней сотрудницы детсада. Возбуждено уголовное дело, решается вопрос о заключении под стражу подозреваемых.

Новый скандал вокруг фон дер Ляйен вызван исчезновением секретных текстов Макрону

В Евросоюзе разгорается новый скандал из‑за исчезновения секретных SMS главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, отправленных президенту Франции Эммануэлю Макрону, что вновь поднимает вопросы о прозрачности и ответственности руководства европейских институтов и расследуется европейским омбудсменом.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости