29 сентября 2005 года заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков признал материалы технико-экономического обоснования проекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс» не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.
WWF России полностью поддерживает действия Валентина Степанкова, в прошлом - Генерального прокурора Российской Федерации. «Мы искренне гордимся тем, что Министерство природных ресурсов пытается настоять на соблюдении закона, не боясь противодействия могущественной госмонополии» - заявил директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц.
Президент России Владимир Путин 20 июля на встрече с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации говорил, что во имя экологической безопасности данного проекта было принято решение об отдалении трубопровода от озера Байкал на расстояние не менее 120 км. Но чиновники и менеджеры Транснефти просто дезинформировали первое лицо государства. В ТЭО проекта, представленного на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор, нефтепровод не только не удален на 120 км от берега озера Байкал, но наоборот, фактически проходит существенно ближе, чем в отвергнутом ранее государственной экологической экспертизой варианте. «В частности, участок трассы нефтепровода проходит на расстоянии 800 метров от береговой линии озера Байкал» - признал Валентин Степаньков.
С заявлениями о целесообразности переноса терминала трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»(ВСТО) из бухты Перевозная, где располагается биосферный заповедник «Кедровая падь» и федеральный заказник «Барсовый» и рядом расположен уникальный морской биосферный заповедник, в бухту «Козьмино» в районе Находки выступили 20 сентября министр природных ресурсов Юрий Трутнев и министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Несмотря на достаточно четкую позицию и заявления высших уполномоченных должностных лиц страны, чиновники ОАО «Транснефть» продолжают действовать исходя из своих краткосрочных коммерческих и личных интересов.
WWF России на протяжении последнего года пытается добиться от руководства ОАО «АК «Транснефть» обеспечения соблюдения действующего природоохранного законодательства, экологической ответственности и минимизации ущерба. Соответствующие материалы, подготовленные Всемирным фондом дикой природы, были переданы в компанию. Однако чиновники среднего звена компании вместо переговоров пытаются всеми правдами и неправдами протащить экологически неприемлемый вариант проекта, прекрасно понимая, что изменение маршрута является доказательством их непрофессионализма и безответственности.
Валентин Степанков в своем письме ВРИО руководителя Ростехнадзора Андрею Малышеву обращает внимание на отсутствие решения вопроса о размещении конечной точки маршрута нефтеналивного перегрузочного комплекса. Он должен был быть решен на стадии ТЭО проекта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам по оценке воздействия терминала на окружающую среду. «Терминал должен находиться там, где уже есть все необходимые условия. В бухте «Кузьмино» создана вся инфраструктура, работают и живут тысячи квалифицированных специалистов. Размещение конечной точки трубопровода в бухте Козьмино более благоприятно и для экономического развития страны, и одновременно позволит сохранить наиболее ценные для сохранения биоразнообразия Северной Евразии уникальные природные территории в районе бухты Перевозная» - говорит Евгений Шварц.
Мы очень много говорим об имидже России, о том, как нас воспринимают за рубежом, часто говорим без особого восторга. Так кто же портит наше лицо и репутацию? Не представители ли недобросовестных государственных компаний, которые в своих интересах дезинформируют руководство страны для проталкивания выгодных только им решений? Без строгого соблюдения российского законодательства мы не можем рассчитывать на реальный рост экономики и процветание страны. И мешают этому вовсе не экологи и не отстаивающие соблюдение российского законодательства принципиальные руководители ключевых министерств.