|
Магазин "Парковый" в Моргаушах. |
|
|
Обновление хлебопекарного производства стоит немалых денег. Только установка современной линии для выпечки черного хлеба — подового и формового — обошлась в 1 млн. 600 тысяч рублей. Еще были затраты на перевод котельной на газ (раньше топили углем). Зато теперь пекарня выдает в сутки по тонне хлеба, а со временем станет выпекать и по полторы тонны. Несмотря на большую конкуренцию — в район завозит свою продукцию даже городской хлебозавод, — с реализацией нет проблем. Пекарня открылась лишь месяц назад, а клиентура у нее уже солидная. В округе полтора десятка частных предпринимателей, и все заказывают хлеб в Одаркино. Снабжают им и магазины Моргаушского района, которые обслуживают почти сотню деревень.
В наше время надо уметь считать деньги. Почему обанкротилась десятки лет назад та же пекарня в Одаркино? Старое оборудование отжило свой век, котельная «съедала» много угля, дорожавшего с каждым разом. Понятно, что о хорошем качестве хлеба и говорить не приходилось. А когда провели газ и поставили новые печи, в первый же месяц сэкономили электроэнергии на 52 тыс. рублей. Обновленная пекарня, конечно, окупит все расходы, станет приносить прибыль, пополнять местный бюджет.
Довольны и жители нового микрорайона в селе Моргауши — у них недавно открылся магазин самообслуживания «Парковый». В отличие от горожан, уже привыкших к современным супермаркетам, сельским жителям подобная торговля продуктами пока в новинку. Но к хорошему привыкают быстро. А Моргаушское райпо, вложившее в магазин не один миллион рублей, и здесь надеется на серьезную отдачу.
Однако потребкооператорами движет не только экономический расчет. Иначе не строили бы они рядом с такими вот магазинами детские площадки, не разбивали цветники, не оформляли в торговых залах чайные столы с бесплатным угощением для покупателей. Современные магазины, которые появляются в послед-ние годы во многих районах республики, приобщают не только к культуре торговли. Сельские жители хотят, как и в городе, жить красиво и с удобствами. Эти настроения чутко улавливают потребкооператоры.
|
Пекарня в деревне Одаркино после реконструкции. |
|
|
Симпатичный пристрой с зеленым козырьком, вплотную примкнувший к трехэтажному дому, смотрится уютным островком среди новостроек в Моргаушах. Но магазин «Парковый» здесь будет не единственным. Микрорайон растет, и уже сейчас можно подумать о будущем торговом центре, кафе или кондитерской — поверьте, все они очень востребованы. Убыточных среди них, как правило, нет.
Двухэтажное красивое здание с окнами-башенками наверху сразу стало достопримечательностью в Москакасах. На открытие своего торгового комплекса многие жители деревни пришли с букетами в руках. «Мы очень ждали этого дня», — сказала пенсионерка Ф.Мочалова, переступая порог просторного торгового зала. На первом этаже — продукты, ассортимент которых не хуже, чем в любом супермаркете — есть все, от фруктов и всевозможной выпечки до колбас, сыров и полуфабрикатов. На втором этаже — «Тысяча мелочей»: строительные материалы, обои, стиральные порошки и т. д. У Большесундырского райпо — это второй магазин самообслуживания. Еще один — «Дружба» — открыт в селе Большой Сундырь. Перенимать опыт ездили в Нижегородскую область, где активно переходят на систему торговли, принятую во всем цивилизованном мире.
Но не только торговлей живет потребкооперация республики. Магазины, ставшие одновременно и заготовительными пунктами, закупают у населения скот и молоко, лекарственные травы, макулатуру, оказывают бытовые услуги. «Райпо не стоит на месте», — говорят о себе потребкооператоры. Они и не скрывают, что конкуренция заставляет браться за многие нетрадиционные для них виды деятельности — открывать аптеки, парикмахерские, фотосалоны. И как результат — около 500 новых рабочих мест, которые появляются в республике ежегодно.