Официальные поставки сотовых телефонов за 9 месяцев 2004 года (MRG) |
№ |
Производитель |
Официальные поставки, шт |
1 |
Motorola |
1 120 000 |
2 |
Samsung |
1 070 000 |
3 |
Nokia |
925 000 |
4 |
Siemens |
685 000 |
5 |
Sony Ericsson |
390 000 |
6 |
LG |
215 000 |
7 |
Alcatel |
174 000 |
8 |
Philips |
138 000 |
9 |
Panasonic |
93 000 |
10 |
Maxon/Bird/Fly |
62 000 |
11 |
Pantech |
35 000 |
12 |
Другие |
42 000 |
13 |
Итого |
4 949 000 |
"РБК-рейтинг"
Игроки рынка сотовых телефонов прогнозировали за 9 месяцев продажи новых трубок на уровне 21-22 млн. аппаратов за 2004 год. Уже в 1 полугодии было продано около 12 млн. трубок, а только за 3 квартал 2004 года – около 7 млн. трубок (при этом объем «серого» рынка за тот же период составил 3,5 %). «В конце года фактические показатели будут выше плановых», - отметила Татьяна Гуляева, специалист по PR компании «Евросеть». По ее мнению, суммарный объем продаж сотовых телефонов в России на конец 2004 года составит около 30 миллионов штук. По данным Mobile Research Group объем оптовых продаж в денежном выражении составил 879 млн.долларов .
По словам PR-менеджера сети "Техмаркет" Оксаны Хрусталь уровень проникновения сотовой связи в Москве достиг 82%, то есть практически у каждого москвича есть мобильный телефон. Региональные рынки с отставанием повторяют тенденции московского, что связано с более поздним развитием в них сотовой связи. В московском регионе преобладает замещающий спрос, и средняя стоимость продаваемого телефона постоянно растет. Как отметила Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью компании Dixis, сейчас наибольшей популярностью пользуются модели стильного дизайна и "умные телефоны" со встроенными фотокамерами. Доля продаж сотовых телефонов с фотокамерами составила 15% от общих продаж. Для сравнения в 2003 году эта доля составляла 6%. Покупатели предпочитают более функционально насыщенные модели. Этому способствует рост предложения: даже в моделях базового уровня сейчас присутствует цветной дисплей и полифония, ряд мультимедийных характеристик.
В этом сезоне увеличилась популярность слайдер-трубок. Такие модели представлены в Premium-сегменте от 250 долларов. В среднем ценовом уровне популярными остаются модели-«раскладушки». Доля продаж «раскладушек» составила 26% от общих продаж.
Технически оснащенные аппараты все больше интересуют молодежь. Для них не менее важными становятся оригинальные функции: световая индикация, редактор мелодий, сенсорный экран. FM-радио и поддержка МР3, возможность загрузки Java-приложений. Среди бизнес-аппаратов появились максимально функциональные модели, сопоставимые со смартфонами. Эти модели выдержаны в строгих формах, основной акцент - на качестве материалов корпуса.
В последнее время наметился рост продаж смартфонов. «С появлением каждого нового смартфона устраняются недочеты, которые присутствовали у предшественников, поэтому опытные пользователи, которым действительно необходим карманный компьютер и телефон в одном, ждут новинок и формируют спрос», - говорит Оксана Хрусталь.
По-прежнему высок интерес к имиджевым моделям. В московском регионе спрос на имиджевые аппараты связан с высоким уровнем доходов населения по сравнению с регионами и с преобладающей долей замещающих покупок. Имиджевый сегмент остается практически без изменений: меняется только мода на форм-фактор. В третьем квартале на рынок поступили модели с оригинальными механизмами открытия и подсветки. Значительно расширился спектр телефонов с мегапиксельными фотокамерами – эти модели пользуются высоким спросом, прежде всего, у молодежной аудитории. В имиджевом сегменте по-прежнему важен максимально широкий набор функций и внешняя привлекательность телефона.
По оценкам «Техмаркета» на четвертый квартал приходится наибольшее число продаж в году. «Этот год не станет исключением. И если в сентябре особой популярностью пользуются модели бюджетного и среднего ценового уровня (их покупает молодежь, покупка приурочена к новому учебному году), то с октября спрос смещается в сторону более дорогих моделей», - отмечает О.Хрусталь. С ростом доходов населения увеличится доля аппаратов, приобретаемых в качестве подарка к новогодним праздникам. К концу года средняя стоимость продаваемого телефона вырастет. Согласно прогнозу другой дилерской компании – «Евросети» - объем рынка розничных продаж сотовых телефонов в 2005 году составит 36 млн. шт. или 5,5 миллиарда долларов.
Прогноз на четвертый квартал и 2004 год
Прогноз на четвертый квартал описывает сходную ситуацию с третьим кварталом, объем продаж составит от 6.5 до 7.5 миллионов трубок. По оценкам Mobile Research Group, в четвертом квартале компания Nokia вернет третью позицию по числу проданных сотовых телефонов. На рынке будет наблюдаться сильный дефицит бюджетных моделей и аппаратов среднего класса. Незначительное увеличение продаж возможно для компании Alcatel, но увеличить свою рыночную долю компания не сможет. Ни один из игроков третьего эшелона не сможет увеличить своего присутствия на рынке, рубеж в 100 тысяч трубок останется для этих компаний непреодолимым.