«Суал-холдинг» продолжает поиски денег на строительство глинозёмного и алюминиевого комбинатов в Коми. Договорённостей о стратегическом партнёрстве с крупными зарубежными компаниями «Суалу» достичь так и не удалось, поэтому компания продолжает одалживать средства у иностранных инвесторов.
Вчера вторая алюминиевая компания в России заявила о намерении привлечь кредит в $600 млн. на финансирование своего крупномасштабного проекта «Коми-Алюминий».
Кредиторами выступят Европейский банк реконструкции и развития и международная финансовая корпорация IFC. Ранее обе финансовые компании уже дали «Суалу» под эти же цели $150 млн.
Стратегический для «Суала» проект «Коми-Алюминий» предполагает строительство интегрированного глинозёмно-алюминиевого комплекса на севере Коми.
Ожидаемая производительность комплекса составит до 6 млн. тонн боксита, 1,4 млн. тонн глинозёма и от 300 до 500 тыс. тонн алюминия в год.
Для реализации всего проекта, стоимость которого оценивается в $2,1 млрд. ($1,2 млрд. из которых компания планировала занять), предоставленных средств явно недостаточно.
По этой причине в прошлом году «Суал» принял решение воплощать проект в жизнь поэтапно: сначала строить более дешёвый глинозёмный завод, а затем алюминиевый. Вчера председатель совета директоров компании Виктор Вексельберг косвенно подтвердил это мнение, заявив, что американская Alcoa, с которой «Суал» долгое время вёл переговоры о стратегическом партнёрстве, «не будет участвовать в глинозёмной части проекта».
Вексельберг не исключает, что американцы решат проинвестировать строительство уже алюминиевого комбината.
Помимо кредитов ЕБРР и IFC «Суал» в прошлом году подписал кредитное соглашение с канадской экспротно-кредитной организацией Export Development Canada.
$20 млн. канадская компания предоставит «Суалу» под финансирование работ над банковским технико-экономическим обоснованием проекта, а также базовых инженерных работ. Из бюджета Коми проект получил государственную гарантию от некоммерческих рисков на сумму $300 млн.
Строительство глинозёмного завода в рамках проекта, как ранее заявляли в компании, должно начаться весной. На рынке полагают, что реализация алюминиевой части проекта начнётся, возможно, в 2007 году, после завершения реформирования РАО ЕЭС.
По официальной информации, задержка в строительстве вызвана тем, что «Суал-холдинг» пока не сумел достичь договорённости о фиксированной цене на газ и электроэнергию с «Газпромом» и «ЕЭС России».
Этой же причиной объясняется срыв переговоров с Alcoa.
А пока холдинг решил вложиться в производство продукции высокого передела.
На этой неделе стало известно, что «Суал» собирается строить завод по производству алюминиевой посуды с антипригарным покрытием в Ступине.
Строительство компания планирует закончить в течение года. Завод ScovO станет уже вторым предприятием группы, производящим продукцию такого рода. Сейчас это направление в холдинге представляет «Демидовский». Планируется, что общий годовой объём производства посуды с антипригарным покрытием обоих заводов к 2009 году достигнет 10 млн. штук. В ступинский проект «Суал» планирует вложить около $16 млн.
Поставщиками основного сырья будут три российских производителя алюминиевых полуфабрикатов: Каменск-Уральский металлургический завод, Самарский металлургический завод и Ступинский металлургический комбинат.
Ставка «Суала» на увеличение доли выпуска алюминиевой продукции с высокой добавленной стоимостью расходится со стратегией «Русского алюминия» – основного конкурента холдинга. «Русал» все усилия решил сосредоточить на выпуске первичного алюминия и на покупке активов за рубежом.
Такая политика, по мнению Станислава Клещева из «Проспекта», очень рискованна, однако она может принести результаты в кратчайшие сроки за счёт повышения капитализации компании.
Эксперты отрасли такой шаг «Cуала» расценивают неоднозначно: потребитель продукции первого передела, считают на рынке, внутри страны ещё не сформировался. Со сбытом отечественных товаров за рубеж дела обстоят и того хуже.
Для этого российским компаниям необходимо соответствовать многочисленным стандартам качества, делать крупные капиталовложения в модернизацию производственных мощностей, в раскрутку марки и в создание репутации на рынке.
Впрочем, «Суал» уже заявил, что собирается заняться решением этих проблем.
Новый завод пройдёт сертификацию корпораций Du Pont и Akzo Nobel для получения лицензий на право использования брэндов антипригарных покрытий при продвижении продукции на рынок.
«Газета.Ru»