Компания «Роснефть», обремененная после покупки «Юганскнефтегаза» непосильными долгами, решила пойти в наступление. Она намерена переадресовать налоговые претензии «Юганскнефтегаза» в $5 млрд. его бывшему владельцу – ЮКОСу. В российской практике подобных прецедентов не было.
На пресс-конференции в Южно-Сахалинске глава «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что государство требует от «Юганскнефтегаза» $5 млрд. недоплаченных налогов, и эти долги возникли по вине ЮКОСа: «- В результате определённой политики, которую проводил ЮКОС в отношении "Юганскнефтегаза", компания понесла ущерб. Налоговых претензий только к "Юганскнефтегазу" на $5 млрд. В итоге мы теперь должны обратным ходом выставить их акционерам ЮКОСа, которые так науправляли компанией».
Представители основного акционера ЮКОСа Group MENATEP уже заявили, что подобная позиция «Роснефти» нелепа. Управляющий директор Group Menatep Тим Осборн считает, что заявления «Роснефти» – это фарс: «- Даже с точки зрения российского законодательства... вы покупаете компанию такой, какая она есть. Они знали о налоговых претензиях к "Юганскнефтегазу". А теперь они отказываются от долга. По-моему, это просто фарс».
Другой представитель Group МENATEP Юрий Котлер добавляет, что «российское законодательство не предусматривает таких схем перевода налоговых претензий»: «- Хотелось бы знать, как "Роснефть" хочет переадресовать налоговые претензии акционерам ЮКОСа. Государство аргументировало продажу "Юганскнефтегаза" не по рыночной цене, а с дисконтом, как раз тем, что к "Юганскнефтегазу" предъявлены большие налоговые претензии. А господин Богданчиков, приобретая "Юганскнефтегаз", должен был знать о том, что компания обременена таким объёмом налоговых претензий».
Аналитики и юристы не припомнят в российской практике прецедентов, когда компания отказывалась бы от обязательств купленного ей актива. Начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин называет решение «Роснефти» довольно странным: «- Возможно, в зарубежной практике и есть нюансы, когда компания приобретает актив с большими обязательствами, а юристы компании знают, как снизить эти обязательства или снять их. Но "Юганскнефтегаз" находится в юрисдикции Российской Федерации. Кроме того, не думаю, что юристы "Роснефти" лучше юристов ЮКОСа».
В любом случае, считает представитель одной из российских юридических фирм, переадресация обязательств возможна лишь теоретически, и если «Роснефть» намерена перенаправить налоговые требования «Юганскнефтегаза» на ЮКОС, ей придется в суде доказывать, что ущерб предприятию нанесли именно бывшие акционеры: «- Но обращение в суд не означает отсрочки по погашению налоговых требований. А о такой возможности российские власти ничего не говорили».
Помимо налоговых претензий, предъявленных «Юганскнефтегазу», у этого предприятия есть и другие обязательства, выполнить которые «Роснефти» необходимо в срочном порядке. Синдикат западных банков потребовал от «Роснефти» немедленно исполнить кредитные обязательства ЮКОСа, гарантом по которым выступает «Юганскнефтегаз», и погасить оставшиеся $540 млн.
Накануне источник в банковских кругах заявил, что если «Роснефть» не сядет за стол переговоров с кредиторами, она может столкнуться с требованиями досрочного погашения собственных долгов, общий объём которых составляет около $4 млрд., что может обернуться для компании дефолтом.
«- "Роснефть" поставила себя в очень сложное положение, купив "Юганскнефтегаз", – заявил банкир, знакомый с ходом переговоров. – Кредиторы хотят получить свои деньги назад и предпримут все необходимые для этого шаги».
В «Роснефти» лишь заявляют, что ведут переговоры с синдикатом банков.
«Газета.Ru»