Улыбающиеся перед телекамерами Алексей Миллер и Сергей Богданчиков так уверенно говорили о схеме слияния «Роснефти» и «Газпрома», что создали впечатление, будто противостоянию двух кремлёвских группировок по завладению нефтегазовыми активами России пришёл конец. На самом деле война в самом разгаре.
Слияние состоится, стало быть, воевать дальше незачем. Но оказывается, что это всего лишь иллюзия. Борьба не только не закончилась, но и вступила в новую фазу. Её новым объектом могут стать дочерние компании ЮКОСа – «Томскнефть» и «Самаранефтегаз», а также сахалинские нефтегазовые проекты.
Конечно, «Юганскнефтегаз» продолжает оставаться сомнительным активом.
Добываемая компанией нефть служила обеспечением под кредиты группы МЕНАТЕП и консорциума иностранных банков во главе с Societe Generale. Да и шансы на судебное преследование его собственника по решению третейского суда в Гааге хоть и небольшие, но есть.
Так что возможно, что менеджеры «Газпрома» согласились не жадничать и не претендовать на лучший добывающий актив ЮКОСа, успокаивая себя лучшими побуждениями: оградить компанию от столь опасного и довольствоваться активами «Роснефти».
Стоимость «Роснефти» в несколько раз меньше, чем «Юганскнефтегаза», а на многих ее дочерних компаниях тоже висят долги (в общей сумме – $2 млрд.). Но с её приобретением «Газпром» всё равно становится весьма крупной нефтяной компанией.
Как стало известно, у Сергея Богданчикова тоже есть свое понимание темы слияния.
Он не готов передать все активы «Роснефти» «Газпрому».
Часть из них, например доли «Роснефти» в сахалинских проектах, останется с «Юганскнефтегазом» и станет основой будущей государственной империи, в которой найдётся место и высокому покровителю Богданчикова Игорю Сечину, и бывшему вице-президенту «Роснефти» Сергею Оганесяну.
Особенно интересно то, что господин Богданчиков оставляет себе активы, не обременённые долгами и с большими запасами углеводородов.
Кроме того, сахалинские проекты дадут ему важное стратегическое преимущество: выход на рынки стран АТР и возможность занять свою нишу на чрезвычайно выгодном рынке сжиженного природного газа.
Амбиции господ Богданчикова и Сечина на Сахалине не замыкаются.
Их интересует восстановление империи Михаила Ходорковского, но под своим началом.
Пока события развиваются по благоприятному для него сценарию: против дочерних компаний ЮКОСа «Томскнефть» и «Самаранефтегаз» возбуждаются уголовные дела, арестовываются их активы. Скорее всего, придет черёд и их выставлять на торги.
Однако в борьбе за активы ЮКОСа у Богданчикова есть всё тот же опасный конкурент – команда Миллера–Медведева. В инвестпрограмме «Газпрома» есть строка, скромно названная «финансовыми инвестициями».
Она появилась, когда «Газпром» собирался приобрести «Юганскнефтегаз». В газовом концерне не могут объяснить её нынешнее предназначение, а источник утверждает, что эти деньги монополия зарезервировала на покупку нефтяных активов и они не имеют никакого отношения к слиянию «Роснефти» и «Газпрома».
Какие именно нефтяные активы собирается приобретать «Газпром», выяснить не удалось. Однако ничего крупного, кроме активов ЮКОСа, в России сейчас не продаётся.
О том, что война двух кремлёвских групп вступает в острую фазу, говорит и тот факт, что ньюсмейкеры, обычно охотно поясняющие ситуацию, теперь отказываются это делать, ссылаясь на разные причины: корпоративную этику, нежелание портить личные отношения и т. д.
«Газета.Ru»