Сегодня Владимир Путин будет решать судьбу российского газа в Турции. Москва хочет увеличить его поставки в Анкару по трубопроводу «Голубой поток». Турки настаивают на снижении цен. Поддержку Путину в переговорах с Турцией окажет премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
По прибытии в Турцию российский президент прямо из аэропорта поедет на газоизмерительную станцию в Дурусу на Чёрном море. В этом месте российский газопровод, идущий по морскому дну, выходит на берег. Здесь после небольшой экскурсии по газовой станции состоится трёхсторонняя встреча Путина, Берлускони и главы правительства Турции Реджепа Эрдогана.
Основной темой переговоров заявлено «энергетическое сотрудничество» и пуск «Голубого потока». Итальянский премьер Берлускони в переговорах не менее заинтересованная сторона: итальянский концерн ENI – партнёр «Газпрома» по «Голубому потоку».
В 1997 году «Газпром» заключил контракт с турецкой Botas на поставку 365 млрд. кубометров газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет.
|
«С привлечением глав государств надеемся вывести поставки газа на полную мощность», – пояснили в дочернем предприятии «Газпрома» – «Газэкспорте».
Сейчас ситуация для российского газового монополиста далека от идеальной: при проектной мощности 16 млрд. кубометров газа в год в прошлом году по коридору были поставлены в Турцию только 3,2 млрд., в этом запланированы чуть больше 4,5 млрд. кубометров, в следующем – 6 млрд.
В 1997 году, когда началась реализация проекта «Голубой поток», Россия и Турция собирались к 2010 году использовать трубу году на полную мощность. Но сейчас эти планы под вопросом.
Турки говорят, что им не нужно столько газа, к тому же Анкара настаивает на снижении нынешней цены в $115 за кубометр (такая сумма значится в контракте).
Общая протяжённость газопровода – 1213 км. Он условно делится на три участка: сухопутный участок на российской стороне длиной 373 км, морской участок до терминала Дурусу в 60 км от Самсуна длиной 396 км и сухопутный участок от Самсуна до Анкары длиной 444 км.
|
«Голубой поток» задумывался как один из важнейших проектов во внешнеторговой деятельности «Газпрома». Труба позволяет транспортировать природный газ в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. Трубопровод должен был превысить возможности трансбалканского газопровода (через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии), по которому в Турцию также идет российский газ. Прокладка глубоководной черноморской трубы обошлась довольно дорого – в $3,2 млрд.
Чтобы осилить строительство, «Газпром» привлёк итальянский энергетический концерн ENI, который и проектировал газопровод по морскому дну. Совместная дочерняя компания «Газпрома» и ENI Blue Stream Pipeline Co взяла кредиты на сумму $1,76 млрд. у различных кредитных организаций Японии, Германии и Италии.
Когда в позапрошлом году газопровод фактически заработал, у России и Турции возник первый газовый конфликт. Уже после того как «Газпром» начал поставки, Турция отказалась от него, потребовав снижения цен на газ. Одновременно турки пригрозили подать иск в Международный арбитражный суд, мотивируя это задержкой пуска газопровода.
В случае успеха Анкара могла бы рассчитывать на скидку в размере 8% в зимнее время и 4% в летнее время – таковы были условия контракта.
В Анкару в срочном порядке вылетел глава «Газпрома» Алексей Миллер, и в итоге стороны договорились «продолжить консультации во внеарбитражном порядке».
Поставки возобновились.
Главное преимущество Турции в торгах с Москвой – альтернативные поставки газа из Ирана. Умело играя на позициях двух конкурентов, турки добиваются весьма выгодных условий. Поэтому положение «Газпрома» на турецком рынке довольно шатко. Российская компания намеревалась закрепиться на местном рынке за счёт вхождения «Газпрома» в распределение и хранение газа на территории Турции, потому что в этом случае концерн обеспечил бы себе конечное потребление газа и объёмы экспорта. С этой целью «Газпром» приобрёл 40-процентный пакет акций турецкой газораспределительной компании Bosphorus Gas Corporation, но на этом пока дело и закончилось.
На переговорах Путина и Эрдогана снова возникнет тема строительства газовых хранилищ близ турецкой столицы. Принципиальной договорённости об этом оба лидера уже достигли в минувшем январе, но пока никаких конкретных действий не последовало.
Ранее ожидалось, что российская труба может стать транзитной, и её продлят в третьи страны, например Израиль. Но представитель «Газэкспорта», не пожелавший представиться, заявил, что «пока таких планов нет».
Алексей Левченко, «Газета.Ru»