Международный промышленный банк (МПБ) объявил о покупке небольшого московского банка, на базе которого теперь будет развиваться розничный бизнес группы МПБ. МПБ выходит на рынок розницы несколько позже других банков, но российские банки видят в МПБ реального конкурента.
Как заявил председатель совета директоров МПБ Берт Вос, идея вывести розничный бизнес МПБ в отдельный банк родилась в сентябре.
«- Мы решили разделить источники прибыли, – заявил Берт Вос. – МПБ останется инвестиционным банком и банком для работы с корпоративной клиентурой, новый банк будет обслуживать только частных лиц, ни один корпоративный клиент не будет обслуживаться в новом банке».
Название купленного банка Берт Вос отказался сообщить, сославшись на договорённости с бывшими владельцами купленного банка. Кроме того, сделка по приобретению банка в настоящий момент проходит согласование в Банке России и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), но никаких трудностей в ходе согласования МПБ не ожидает.
«- Через две недели мы объявим о новом названии банка и о том, кто его возглавит», – заявил Берт Вос.
Кроме того, через две недели руководство Межпромбанка намерено заявить о кардинальной смене бренда всей группы МПБ. Теперь и розничный и инвестиционный блоки группы будут работать под новыми логотипами. «- Новый бренд будет принципиально иным», – отметил Берт Вос.
В планы руководства МПБ в отношении нового розничного банка входит инвестировать в капитал кредитного учреждения €50 млн. и нарастить кредитный портфель, выданный частным лицам, до €250 млн. Возможно, в розничный банк будет привлечён иностранный партнёр – или как инвестор банка, или же банк привлечёт западный заём на возвратной основе.
На первом этапе планируется открытие сети дополнительных офисов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. При этом в МПБ не планируют открывать обширную сеть отделений, развитие бизнеса пойдет по пути открытия дополнительных офисов – возможно, в торговых сетях, с которыми будет сотрудничать банк.
Упор в развитии розничной программы нового банка делается на уникальный, по словам Берта Воса, кредитный продукт на основе кредитных карт. Большая роль в развитии бизнеса по планам менеджмента банка ляжет на call-центр, куда каждый потенциальный клиент банка может позвонить и заказать себе кредитную карту.
Валерий Кардашов, директор центра банковских продуктов и маркетинга ИМПЭКС-банка, заявил о том, что сейчас можно только догадываться, что имел в виду менеджмент МПБ, заявляя, что новый розничный банк группы будет строить свой розничный бизнес на базе уникального продукта, основанного на применении кредитной карты.
«- По всей вероятности, это продукт на основе кредитной карты с так называемым льготным периодом кредитования, – говорит Валерий Кардашов. – Госдума в январе утвердила поправки в Налоговый кодекс, согласно которым, если банк предоставляет на какой-то период беспроцентный кредит по карте, это не считается для потребителя услуги приобретением материальной выгоды».
Ранее, если банк какой-то период времени кредитовал клиента бесплатно, Налоговый кодекс считал, что клиент банка приобретал выгоду в качестве получения возможности даром пользоваться деньгами банка, и за период времени, в течение которого банк не начислял процентов по кредиту, налоговые органы имели право удержать с такого клиента налог, равный ¾ ставки рефинансирования Центробанка.
«- Я сейчас могу назвать порядка пяти эксклюзивных кредитных схем, которые не реализованы ни в одном банке, – отмечает Валерий Кардашов, – ведь практически все банковские кредиты можно привязать к кредитной карте, за исключением ипотечного».
Ещё одна версия использования кредитной карты, по мнению Валерия Кардашова, это автоматическое переключение клиентом с одного кредита на другой. Например, сейчас у клиента есть овердрафт, то есть возможность пользоваться средствами банка в кредит на какую-то, обычно не очень большую, сумму. Захотел человек полноценный большой кредит – позвонил в банк и переключился на кредитный лимит.
Есть у МПБ, считают специалисты российских розничных банков, и такая возможность создания беспроцентных кредитов – сделать симбиоз карточного кредита и экспресс-кредита, выдаваемого в торговой точке: «- Если это будут экспресс-кредиты, то этим снимается вопрос развития сети отделений», – заявили в одном из банков.
В пользу этой версии говорит тот факт, что Берт Вос отметил, что в новом розничном банке МПБ кредитные карты будут изготовляться практически мгновенно, в присутствии клиента.
В таком варианте развития бизнеса сеть полноценных отделений можно не создавать, но для такого кредитования одного только звонка клиента в call-центр банка по российскому законодательству недостаточно. Человек должен подписать собственноручно кредитный договор, и его должен также подписать сотрудник банка, что по телефону сделать невозможно. Проблему подписания документов МПБ может решить двумя способами: или в каждый магазин, где будут выдаваться кредиты, посадить сотрудника банка (что для банка дорого), или уполномочить магазин от имени банка подписывать документы на выдачу кредита.
По словам Берта Воса, на пути становления розничного бизнеса МПБ считает своими конкурентами все российские розничные банки и филиалы западных банков. МПБ выходит на рынок розницы несколько позже других банков, но российские банки видят в МПБ реального конкурента. Ведь в России всего лишь процент населения сегодня имеет банковский счёт.
«Газета.Ru»