Против «Самаранефтегаза» сразу два областных следственных органа, ГУВД и прокуратура возбудили уголовные дела по статье «Незаконное предпринимательство».
Компанию обвиняют в том, что она в 2001–03 годах добыла на 10 млн. тонн нефти больше, чем было заявлено в лицензионных соглашениях.
По словам источника в прокуратуре Самарской области, компания получила сверхприбыль в размере $3,5 млрд.
Руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров пояснил, что «по факту одного события уголовное дело двумя следственными органами возбуждено быть не может. Поскольку у прокуратуры полномочия шире, то вопрос из МВД в течение нескольких дней передадут в её ведение». Самое мягкое наказание – штраф в размере 300 тыс. рублей, а самое жёсткое – осуждение на срок до пяти лет со штрафом. Пока обвинение в рамках данного уголовного дела никому не предъявлено, но, по мнению Кучерова, если следственные органы докажут вину руководителей предприятия, то отвечать придется им.
«- Большая часть дел, связанных с экономическими преступлениями, прекращается сама собой из-за отсутствия состава преступления. Но можно предположить, что с ЮКОСом всё будет не так. С помощью уголовных дел власти оказывают давление на менеджмент компании», – говорит эксперт.
Действительно, превышение добычи нефти того объёма, который указан в лицензионном соглашении, носит повсеместный характер.
«- Нет такой нефтяной компании, которая в последние годы не превысила бы объёмов добычи, зафиксированных в лицензионных соглашениях. В среднем превышение составляет 10–20% по каждой компании», – говорит замдиректора Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института (ВНИГНИ) профессор Виктор Петерсилье.
Однако уголовные дела по этому поводу были заведены лишь против предприятий ЮКОСа. Например, против гендиректора СП ЮКОСа и венгерской MOL – «Западно-Малобалыкского», а также другой дочки ЮКОСа – «Томскнефти».
«- Состав преступления в данном случае притянут за уши. Раз у компании есть лицензия, то к ней не может быть применена статья о незаконном предпринимательстве», – говорит партнёр юридической фирмы «Джон Тайнер и партнёры» Валерий Тутыхин.
По его словам, обычно подобные конфликты решаются на другом уровне – «путём переговоров с Минприроды». Министерство обязано либо выдать предписания нарушившей компании, либо скорректировать ей план отбора нефти, пояснил юрист.
Со своей стороны, топ-менеджер ЮКОСа сообщил, что компания неоднократно вносила в Минприроды изменённый план добычи нефти, который предварительно был утвержден в Минпромэнерго. «- У нас есть копии всех многочисленных писем, в которых мы просили чиновников министерства переутвердить объёмы добычи. Все сроки давно прошли, но ответа мы не получили. Уголовное дело надо заводить не против «Самаранефтегаза», а против конкретных чиновников Минприроды, отвечающих за это безобразие», – говорит источник в компании.
Если уж государство поставило себе целью разрушить нефтяную компанию, то оно может это сделать по другим обвинениям. Например, в неуплате налогов. Для специалистов очевидно, что уголовные дела, заведённые против «Самаранефтегаза», рассыпаются на глазах. А значит, и цель, преследуемая ими, иная. «- Сажать руководителей «Самары» власти не смогут – тогда надо сажать всех руководителей нефтяных компаний подряд. Значит, они стремятся отобрать лицензии и запугать руководителей», – делает вывод менеджер ЮКОСа.
«Газета.Ru»