Россия может отказаться от единого социального налога (ЕСН), из которого финансируются все социальные выплаты – пенсия, оплата больничного листа, пособия, а также финансируются льготные путевки на отдых, оплата обращений к врачу в рамках обязательной системы медицинского страхования (ОМС).
О возможном отказе от ЕСН заявил начальник экспертного управления президента России Аркадий Дворкович. Он считает, что переход от взимания ЕСН к страховым платежам возможен уже через 3-5 лет.
Предполагается полный отказ как от ЕСН, так и вообще – от системы формирования пенсионно-социальных фондов за счёт налогообложения.
Вместо налога, который сейчас платит работодатель за каждого своего сотрудника, но не персонифицировано, а с общего фонда заработной платы предприятия, предполагается ввести страховые платежи, например, по пенсионному, медицинскому и социальному страхованиям. Для этого, по словам начальника Дворковича, необходимо завершить разработку соответствующих законодательных актов.
А. Дворкович считает необходимым также «решить вопрос об администрировании страховых платежей – с тем, чтобы это было так же эффективно, как администрирование ЕСН». То есть он сомневается, что, если взимание налога заменить взносами, то работодатели станут их исправно отчислять за своих работников.
Предложения начальника Дворковича по реформированию системы социальных взносов вызвали бурю на рынке социального и пенсионного обеспечения. Не исключено, что Аркадий Дворкович, уже неоднократно «вбрасывавший» на рынок самые революционные идеи по реформированию разных секторов экономики и социальной сферы, просто «тестирует» общество на готовность к переменам.
Директор по связям с общественностью Координационного совета объединений работодателей (КСОРР) Алексей Попонин заявил, что КСОРР уже давно предлагает вернуться к страховым принципам финансирования систем социального страхования, когда не каждый платит «за всех работающих или неработающих», а каждый платит сам за себя.
«- Реальное страхование позволит решить проблему дефицита внебюджетных фондов и привязать уровень выплат к уровню зарплат, – считает А. Попонин. – Другое дело, что при этом надо модернизировать все системы – пенсионного, медицинского и социального страхования, и делать это совместно, в тесном диалоге с работодателями и профсоюзами. А то получается, что правительство начинает пенсионную реформу, потом берется за реформу ЕСН, а в итоге приходится фактически сворачивать пенсионную реформу, потому что на неё не хватает денег».
Исполнительный директор Национального негосударственного пенсионного фонда Людмила Гаврилова заявила, что полный отказ от ЕСН и переход к страховым платежам в течение ближайших 3-5 лет практически невозможен, так как предполагает не только полную персонификацию каждого человека в системе отчислений во внебюджетные фонды и учёт расходования страховых взносов в пользу каждого конкретного человека по каждому конкретному направлению, но и предоставление пенсионного, медицинского и социального обеспечения в полном объёме перечисленных за работника страховых взносов.
То есть любой человек сможет задать Пенсионному фонду или медицинскому учреждению вопрос – а где мои деньги?
«- Понятно, что этот процесс будет в большей степени в пользу младшего поколения работающих, которые в меньшей степени подвержены наступлению страховых случаев», – говорит Л. Гаврилова.
«- Идея замены ЕСН страховыми платежами интересна, – отмечает заместитель начальника финансового департамента банка «Зенит» Михаил Склез. – Но необходимо помнить о той части населения, которая в силу возраста не сможет заработать на старость.
Поэтому предложения о введении страховых платежей должны быть тщательно проработаны».
То есть, если предложения, озвученные А. Дворковичем, будут проведены в жизнь, открытым останется вопрос – кто будет платить за тех, кто уже на пенсии или кто к наступлению пенсионного возраста близок?
На него начальник Дворкович тоже постарался ответить. Он отметил, что необходимо постепенно переходить к финансированию базовой части пенсии исключительно из федерального бюджета. То есть фактически признал, что государство обязано содержать своих пенсионеров – хотя бы в рамках того минимума, который этим государством декларируется.
На повестку дня встаёт вопрос: зачем же тогда вообще затевалась пенсионная реформа, если базовую заботу о выплате базовой части пенсии снова предлагается возложить на бюджет? И справится ли бюджет, ведь реформу пенсионного обеспечения как раз для того и начинали, чтобы сократить нагрузку на него? Ответы, как обычно, неизвестны.
Сейчас большая часть единого социального налога (ЕСН) идёт на формирование пенсий и медицинского обеспечения, и после его снижения государство получит «дырку» в Пенсионном фонде. Такое мнение высказал помощник председателя правительства Александр Починок.
Л. Гаврилова поясняет, что о «дыре», которую получит ПФР после снижения ЕСН, говорится уже давно, однако тщательного расчёта так и не было сделано – все оценки только на словах. «- Сегодня для выплат текущих пенсий ПФР имеет два источника средств: страховые взносы, поступившие в ПФР в пользу застрахованных лиц на страховую часть, и средства, перечисляемые работодателем в рамках ЕСН в бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии, – откуда эти средства также поступают в ПФР.
«В рамках снижения ЕСН объём страховых взносов, направляемых в ПФР, не уменьшается, а частично увеличивается за счёт исключения работающих среднего возраста из формирования накопительной части трудовой пенсии, – говорит Гаврилова. – В то же время, по крайней мере формально, уменьшается размер средств, перечисляемых работодателем в рамках ЕСН на финансирование базовой части трудовой пенсии с 14% до 6%. Повлечёт ли это реальный, а не нарисованный на бумаге, дефицит средств для выплаты текущих пенсий оценить весьма сложно».
М. Склез считает, что из-за снижения ставки ЕСН ПФР недополучит значительные средства – около 280 млрд. руб., исполнительная нагрузка по финансированию базовой части пенсий ляжет на федеральный бюджет. «- Но необходимо учитывать тот фактор, что снижение ставки ЕСН приведёт к выходу зарплат из тени, что увеличит налоговую базу для взимания того же ЕСН с уже официальных белых зарплат. Кроме того, 280 млрд. руб. останутся в экономике и пойдут на инвестиции и, возможно, увеличение зарплаты», – отмечает Склез.