Позавчера в Афинах началось экспертное обсуждение технико-экономического обоснования строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, который позволит российской нефти обойти черноморские проливы. И Болгария, и Греция должны согласиться предоставить России льготы при строительстве и эксплуатации этой трубы.
Переговоры о строительстве нефтепровода Россия, Болгария и Греция начали ещё десять лет назад. Труба протяженностью 285 км в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы между болгарским черноморским Бургасом и греческим средиземноморским Александруполисом позволила бы экспортировать 35 млн. т российской нефти в год.
Нефть из Новороссийска танкерами доставлялась бы в Бургас, закачивалась в трубу и затем выходила бы из неё на греческом средиземноморском побережье.
Это жизненно важная для России труба – слишком часто у нефтяников возникают проблемы с транспортировкой сырья через проливы: Турция периодически вводит ограничения на проход. И хотя чисто морской путь экспорта остается самым дешёвым, альтернативу ему найти необходимо.
Существуют несколько обходных проектов. Наиболее громкий из них, по маршруту Баку – Джейхан (средиземноморское побережье Турции), реализует Азербайджан в сотрудничестве с транснациональными компаниями из США, Великобритании и стран Персидского залива. Для России этот маршрут дорог.
Оптимальным и в экономическом, и в политическом, и даже в религиозном (и болгары, и греки – православные) отношении для России считается проект Бургас – Александруполис ориентировочной стоимостью $700 млн.
Пик активности в обсуждении вопросов реализации проекта Бургас – Александруполис странами-участниками пришелся на позапрошлый год. Весной того года Россия, Греция и Болгария подписали межправительственное соглашение о создании консорциума, позднее были согласованы доли участия в нем. Однако затем переговоры были фактически заморожены.
По словам президента «ЛУКойла» Вагита Алекперова (компания интересовалась греческими нефтяными активами), причина приостановки переговоров – позиция Греции в отношении транспортного тарифа. С Болгарией же этот вопрос уже более или менее согласован, возможной причиной этого может быть активное проникновение «ЛУКойла» на болгарский рынок.
Чтобы заставить греков быть посговорчивей, Россия начала проработку конкурирующего проекта нефтепровода в обход Босфора – по маршруту Кыйикей – Ибрикбаба (Турция) параллельно турецким проливам. Этот проект лоббирует уже не «ЛУКойл», а «Транснефть».
Протяжённость транстурецкой трассы короче – 193 км, мощность, по планам «Транснефти», выше – 60 млн. тонн в год, стоимость тоже выше – $913 млн.: ни в Кыйикее, ни в Ибрикбабе нет нефтяных терминалов, их придется строить; кроме того, этот проект вызывает серьезнейшие возражения экологов. В болгарско-греческом проекте терминал придется строить только в Александруполисе, да и экологи ведут себя спокойно.
Пока Турция не сформулировала отчётливой позиции по предложенному «Транснефтью» маршруту Кыйикей – Ибрикбаба. Однако само по себе наличие этого проекта заметно увеличивает шансы России на экспертных переговорах в Афинах.
Проблем с маршрутом Бургас – Александруполис несколько.
Российские нефтяники готовы гарантировать заполнение новой трубы, только если стоимость прокачки по ней будет сопоставима с ценой транспортировки по морю.
Россия также добивается льгот при ввозе материалов и оборудования и пониженных портовых сборов, а также распределение долей в капитале консорциума по строительству в зависимости от вклада участников.
В этом случае доля России будет преобладать, поскольку нефть и строительство будут российские, но до недавнего времени Болгария и Греция считали, что у всех трёх участников должно быть по трети акций.
Насколько это отношение к российским предложениям изменится, должно решиться вчера и сегодня.
Что же касается интересов к этой трубе российских нефтяных компаний, то тут мнения разнятся. Специалист «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает, что на самом деле «ЛУКойл» больше заинтересован в строительстве трубы до Баренцева моря, чем в участии в болгарско-греческом проекте.
Но другие аналитики, особенно западные, уверены, что в условиях возросшего геополитического соревнования на Каспии и Черном море, а также укрепления власти президента Путина и дела ЮКОСа нефтяные компании делают то, что им велят из Кремля.
Во главу угла ставится не финансовый интерес, а геостратегический – в том виде, в котором его понимают в администрации президента и правительстве.
Сомнений мало, что «ЛУКойл» и представляющие его эксперты продолжат вести себя как часть российской государственной машины на предстоящих переговорах в Афинах.
"Газета.Ru"