Правительство проигнорировало призывы Владимира Путина прекратить террор в отношении бизнеса, констатируют в РСПП по итогам обсуждения поправок в Налоговый кодекс. На днях в Госдуму поступят поправки в НК: уступив бизнесу в мелочах, налоговики пытаются закрепить за собой все те права, которые сейчас расцениваются как произвол с их стороны.
Истекли уже три недели вместо двух, отпущенных правительству на согласование поправок в Налоговый кодекс, касающихся регулирования камеральных (то есть кабинетная, проводимая в налоговой инспекции путем изучения документов компании) и выездных налоговых проверок. На заседании правительства 28 апреля, когда законопроект был одобрен в целом, представлявший его замминистра финансов Сергей Шаталов вынужден был признать, что по важнейшим принципиальным вопросам – срокам выездных проверок, перечню документов для камеральных проверок и процедуре назначения повторных проверок – согласия с бизнесом достигнуто не было.
А поскольку за три дня до этого президент в своем послании велел налоговикам не терроризировать бизнес, и в правительстве ещё не понимали: всерьёз он гневается или имидж подправляет, тут же начались бесконечные консультации с членами РСПП и депутатами, в ходе которых власть и бизнес пытались договориться по ключевым вопросам. Получилось лишь отчасти.
Ранее налоговики имели право продлевать выездные налоговые до бесконечности, теперь же проверяющим придется по истечении двух месяцев с начала десанта на предприятие запрашивать у вышестоящей налоговой инстанции право на продление (максимум до 15 месяцев). И этим предприниматели, за неимением лучшего, довольны.
А вот обещание утвердить закрытый список документов, который может потребовать инспектор при невыездных проверках, публично данное замглавы Минфина Сергеем Шаталовым 28 апреля, не выполнено.
Зампред комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков заявил, что считает «серьёзным минусом» ситуации неурегулированный характер камеральных проверок – список документов, которые может потребовать инспектор, не закрыт, чёткий механизм контрольных мероприятий, которые могут проводить налоговики в ходе кабинетных проверок, не прописан. «- Это позволяет фактически превращать обычную камеральную проверку в выездную», – поясняет Беляков.
Особенно остро разгорелся спор об основаниях для назначения повторной налоговой проверки предприятия. Бизнес настаивал на том, что вопрос в случае с крупнейшими налогоплательщиками, находящимися в ведении региональных налоговых инспекций, должен решаться не в ФНС, а в Минфине, или выноситься на обсуждение Межведомственной комиссии с участием представителей Минфина.
Минфин не пошёл навстречу просьбам предпринимателей и самоустранился от участия в процессе возбуждения повторных проверок крупного бизнеса – даже в форме представительства в межведомственной комиссии.
Единственное, чего удалось добиться в этом отношении – решение о повторной проверке компании будет приниматься не на уровне замруководителя ФНС, а самим руководителем. «- Это даже компромиссом нельзя назвать, так как главной нашей целью было выведение вопроса о назначении повторной проверки за пределы ведения ФНС», – пояснил Сергей Беляков.
В этом «бескомпромиссном» варианте законопроект уже повторно утверждён всеми заинтересованными ведомствами, за исключением Минфина. Как только документ одобрят в этом министерстве, он немедленно поступит в Госдуму.
«- Мы уже настроились на то, что законопроект попадёт в Госдуму без многих поправок, которых добивался бизнес», – сказал Сергей Беляков.
На заседании бюро РСПП вчера бизнес-сообщество подвело итоги работы над законопроектом по совершенствованию налогового администрирования: «Бизнес с сожалением констатирует тот факт, что представленный законопроект не обеспечивает выполнение поручения президента РФ, не направлен на улучшение качества налогового администрирования и, напротив, создаёт дополнительные барьеры в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков», – сказано в официальном сообщении бюро.
Но предприниматели не намерены сдаваться. Как заявили в РСПП, союз собирается продолжить доработку законопроекта в рамках рассмотрения его в нижней палате парламента. А зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заверил, что «простой штамповки налоговых поправок, подготовленных правительством, в Госдуме не будет».
Сам Макаров считает, что законопроект нуждается «в серьезной доработке».
Депутат отметил, что в ходе переговоров с Минфином бизнесу удалось добиться некоторых положительных изменений. Из его текста были исключены нормы о внесудебном порядке взыскания штрафных санкций и об изменении момента признания обязанности налогоплательщика исполненной (решено, что таким моментом будет считаться момент передачи налогоплательщиком денег в банк, а не момент передачи банком этих денег в бюджет, как это хотел установить Минфин). Помимо этого, установлен пресекательный срок выездной проверки – два месяца.
«Газета.Ru»