Налоговики хотят отменить соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорами. В первую очередь, с Кипром и Люксембургом. Так они хотят бороться с уходом фирм от уплаты налогов. Эксперты предупреждают, что компании просто сменят кипрскую юрисдикцию на другую.
Несмотря на то, что налоговая служба уже перевыполнила задание по сбору налогов за этот год почти на треть, собрав за 9 месяцев 129,2% от запланированного, глава ФНС Анатолий Сердюков полагает, что бизнес по-прежнему недоплачивает государству.
«- Каждый год в России регистрируются более 1,5 тыс. новых юрлиц, при этом более половины их них создаются для уклонения от налогов, – пугал Сердюков премьера Михаила Фрадкова на совещании по практическим инструментам налогового администрирования.
Признаки того, что юрлицо создаётся для использования его в различных схемах по уклонению от налогов можно выявить уже при регистрации, – настаивал глава ФНС: к примеру, нередки факты массовой регистрации новых фирм, учредителем которых выступает одно и то же физическое лицо.
По данным ФНС, благодаря таким подставным фирмам и фирмочкам, куда компании «сбрасывают» основную прибыль, потери только от недопоступления налога на прибыль от нефтяных компаний в прошлом году составили $2 млрд.
Основная недоплата, по словам Сердюкова, связана с тем, что «для российского бизнеса характерна ситуация, когда реальными владельцами компаний являются резиденты оффшорных зон».
При такой схеме, российская компания продает оффшорной фирме товар практически по себестоимости, оставляя всю прибыль за границей. «- Также применяются схемы, при которых оффшорные компании выступают основными получателями дивидендов (что позволяет не платить налог на дивиденды в России), или под видом займов переводят денежные средства аффилированным с ними российским компаниям» – пояснил аналитик «Бейкерс Тили аудит» Эдуард Кучеров.
«- Существующие двухсторонние типовые соглашения об избежании двойного налогообложения не учитывают изменения в российском законодательстве, – подчеркивает Сердюков, – а это позволяет уменьшать отчисления налогов в бюджет России». Поэтому в ФНС считают «целесообразным» провести инвентаризацию всех двусторонних соглашений, заключённых с Кипром, Люксембургом и другими странами, где существуют оффшоры – «на предмет их соответствия действующему законодательству для защиты экономических интересов российского государства».
В качестве примера Сердюков сослался на международный опыт. «- По американо-кипрскому соглашению освобождение от налогообложения не применяется, если получатель доходов на Кипре платит налог по меньшей ставке, чем на месте своего постоянного пребывания в США» – убеждал он премьера.
Однако, опрошенным юристам идеи Сердюкова не показались рациональными.
«- Международные соглашения как раз и заключаются для того, чтобы на торговлю между странами не влияли внутренние изменения в законодательстве стран. Именно поэтому международные соглашения при арбитражных спорах имеют приоритет над внутренними законами» – напоминает партнёр юридической компании «Джон Тайнер и партнёры» Валерий Тутыхин.
Последний договор с России с Кипром об избежании двойного налогообложения вступил в силу в 2000 году. «C тех пор в налоговом законодательстве произошло не так много изменений, на которые ссылается Сердюков, – подчеркивает юрист. – Но изменился сам подход к налоговому администрированию: он стал более силовым».
Поэтому, даже если Россия решит ужесточить договор с Кипром, толку от этого не будет, – предупреждают юристы. Во-первых, потому что оффшорные компании не всегда создаются только для неуплаты налогов. «- Оффшорные системы владения зачастую используются для консолидации активов для последующего инвестирования в российские же предприятия, – подчеркивает Кучеров. – Может быть, российские предприниматели и готовы были бы провести вложение в уставной капитал через российскую компанию. Но у налоговиков сразу возникнут вопросы о происхождении капитала».
«- Есть то, чего не понимают наши бюрократы: договоры с Кипром, Люксембургом и другими странами эксплуатируются не затем, чтобы не платить налоги, а затем, чтобы платить их наиболее разумно, – подчеркивает Тутыхин. – В Люксембурге я плачу достаточно высокий налог на прибыль – треть, но при этом, по соглашению с правительством, я могу уменьшить налогооблагаемую базу до 2% с оборота. Если будет отменён или пересмотрен договор с Кипром, компании уйдут работать туда, где более высокая ставка, но можно договориться с властями: например в Англию или Голландию».
Светлана Бороздина, «Газета.Ru»