Овощевод", славное и сильное некогда сельскохозяйственное предприятие республики, доведено до ручки, сообщает газета "Марийская правда". Его долги как своим работникам, так и государству копились годами и достигли нескольких десятков миллионов рублей. Хозяйство, которое в прежние годы кормило "социалку" Йошкар-Олы - больницы, школы и детские сады, теперь не в состоянии прокормить даже себя.
Дальше подобное терпеть было уже нельзя. Рыба гниет с головы. Чтобы вылечить организм, пришлось сделать операцию на мозге: прежний директор Владислав Медведков отстранен от руководства, спасет ли "Овощевод" новый лидер?
Лидер по спаду?
Совхоз "Овощевод" всегда ходил в лидерах, занимая почетные места не только в республиканском, но и в российском рейтинге сельхозпредприятий. Предприятие удивляло высокими урожаями, а его руководитель Владислав Медведков являл собой пример руководителя-селянина.
Но это - раньше. Ныне результаты работы "Овощевода" плачевны: потенциально сильное предприятие последние годы работает на склад.
Давайте обратимся к цифрам: сопоставим итоги работы хозяйства за 2004 и 2003 годы. И что же? Все основные показатели работы рухнули вниз.
Выручка от реализации продукции упала на 32%, в том числе продуктов растениеводства - на 41%, и это по основному виду деятельности! Убытки составили 13,8 млн. рублей.
Но, быть может, все наше село в упадке, и "Овощевод" лишь катится вниз вместе со всеми? Так нет. По названным показателям в Марий Эл даже на личных подворьях и фермерских хозяйствах многие добились
роста. А ведь это частники, люди, один на один противостоящие конкурентам из других регионов, которые, чуть дай слабину, завалят республику своими продуктами. Конкуренция, понимаешь ли...
Частник может. А специализированное предприятие, которое и "заточено" под выращивание овощей, нет! Почему? Как сейчас говорят, налицо серьезные проблемы в менеджменте.
Управленцы
вчерашнего дня
Директор не поспевал за временем и исповедовал явно устаревший стиль работы. Да и управленческий аппарат совхоза, тоже, к слову, околопенсионных лет, оказался не адаптированным к рынку.
Вершки “Овощевода” словно не понимали, что продукция должна быть не просто выращена и сгружена в амбар, она должна быть востребована!
А в итоге страдали корешки - простые работяги. Они-то свое дело знали и горбатились так, как это умеют делать только селяне: от зари и дотемна. Но за труд свой надрывный получали негусто, а порой и вообще ничего. Сейчас народ из “Овощевода” бежит: зарплата здесь, по сравнению с другими предприятиями района, ниже, а долги по ней больше.
В советское время в “Овощевод” было вбухано немало бюджетных инвестиций, за счет государства построен консервный цех. Однако он так все и стоит-простаивает. А “Овощевод” знай себе торгует сырьем, что гораздо более невыгодно, хотя мог бы зарабатывать.
Да, раньше с реализацией продукции было проще. Существовал госзаказ, выбора на прилавках не было, и горожане лопали даже гниль. А теперь и покупатели от гнили носы воротят, да и заказчики, та же “социалка”, конкурсы объявляют: кто дешевле картошку предложит, у того и купят. А “Овощевод” с его дорогостоящей продукцией так и сидит без покупателей. И по весне лишь списывает сгнивший на складах товар.
И падение “Овощевода” случилось не вдруг, не за один только 2004 год. Та же картина наблюдается все последние годы этого века: производство падает, долги растут. Тенденция...
У “Овощевода” сейчас самая большая задолженность по зарплате из всех сельхозпредприятий в республике - 5,5 млн. рублей, долг почти 4-месячный. У хозяйства долги и перед бюджетом, и перед газовиками, и перед энергетиками.
Республика пошла навстречу - в 2003 году предприятию разрешили участвовать в процедуре финансового оздоровления, реструктурировать долги. Долг предприятия составлял 54 млн. рублей. Из них 11 млн. просто списали (читай: простили), а еще 20 млн. “заморозили” на 12 лет.
Хозяйствовать
с умом
Село иные городские называют “черной дырой”, сколько ты в него ни вкладывай, все канет без остатка и надежды на возврат. Деньги можно вкладывать бесконечно. Был бы толк.
Именно этого сейчас требуют правительство и президент республики: каждый бюджетный рубль должен приносить прибыль. Иначе мы, как тот человече из дерева, будем тупо зарывать свой бюджет в землю. А с “Овощеводом” так и было.
Кстати, не умея наладить дело, управленческий аппарат хозяйства себя ой как любил. Разросся, как злокачественная опухоль: 30% (!) от численности работников составлял аппарат управления. Так еще и зарплату пожирал: 45% от выручки составлял фонд оплаты труда, в то время как в среднем по республике около 20%. Что вырастили - проели? И это экономика?!
Итог сколь печален, столь же и удивителен. Мощное предприятие. Мэтр-руководитель. Человек много лет, да почитай всю жизнь, в аграрном секторе, не раз избирался депутатом, возглавлял аграрную комиссию в Госсобрании... Как?!
Так потому и мысль костенеет, что “много лет”. Оттого и дела еще шли, что директор в депутатах. А как земляки не переизбрали на депутатский пост, так и пошли проблемы. Хозяйствовать надо, не пользуясь близостью к власти, а пользуясь мозгами. Но, увы...
СЕРГЕЙ СМИРНОВ.
(Марий Эл).
P.S. “Овощевод” - предприятие республиканской собственности, и оно должно быть сохранено для республики. Спасать хозяйство призван директор племзавода “Азановский” Иван Кельмяшкин. Выдержат ли его плечи двойную нагрузку, за себя и того парня? Надеемся. Вместе с коллективом.